2.7 C
Тирасполь
Суббота, 23 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

Мое знакомство с Эминеску

Оно произошло рано, в детстве. Разумеется, не с самим поэтом, родившимся 15 января 1850 года, прожившим короткую (всего 39 лет) и многотрудную жизнь. Бродяга и скиталец, полунищий бунтарь с противоречивыми, но всегда страстными общественно-политическими взглядами, публицист, мыслитель, «последний романтик Европы», окончивший свои дни в психиатрической лечебнице, – узнать всё это про Михая Эминеску мне предстояло значительно позже.


Но прежде всего была его волшебная лирика. Именно она покорила меня со страниц маленькой, но с большим художественным вкусом оформленной книжки. Такие тогда часто издавались для детей. Переведенные с молдавского на русский отрывки стихов Эминеску не утратили своего неповторимого звучания:

Вечер настал, бучум навеял тревогу,
Сходят стада, звезды летят на дорогу,
Плачет вода, ключ замолкает усталый,
Ты меня ждешь там, под акацией
старой…
В небе луна всходит так ясно и чисто,
Очи твои блещут сквозь редкие листья,
Влажно звезда светит сквозь пламя
заката,
Думы грустны, сердце печалью
объято…
Какой-то неподвластной рассудку магией запали в душу на всю жизнь эти грустные строки поэта.

Балет «Лучафэрул», поставленный в 1983 году (либретто режиссера Эмиля Лотяну) по одноименной поэме – вершине романтического творчества Михая Эминеску, я вполглаза смотрел по телевизору, притом еще ребенком, поэтому не оценил его как следует. Через много лет, в 2015-м, на сцене ПГТДиК им. Аронецкой я увидел спектакль «Что такое любовь?» в постановке народной артистки ПМР Аллы Доряну. Это была проникновенная лирическая интерпретация всё той же темы, в основе которой – трагический роман между Михаем Эминеску и Вероникой Микле, красивой женщиной и талантливой румынской поэтессой своего времени. Они не имели возможности соединить свои судьбы при жизни, но Вероника отказалась жить после смерти возлюбленного и вскоре приняла мышьяк.

Кстати, Эминеску, судя по всему, дважды был в Тирасполе и Бендерах – проездом в Одессу, лечиться на курорте Куяльник, и обратно. Было это летом 1885 года, поэт чувствовал себя очень скверно. В сентябре он вернулся обратно в Бухарест – по свидетельству современников, заметно оздоровившимся, полным творческих планов. Не подозревая, что жить ему осталось всего три года.

Будучи прежде всего тончайшим лириком-романтиком, Эминеску все-таки не витал постоянно в эмпиреях, его проницательный взор постоянно обращался к проблемам «грешной земли». Он был и сатириком, и публицистом. Стоит привести хотя бы одну его цитату, чрезвычайно актуальную и в наши дни: «Низкий культурный уровень и в верхах, и в низах — еще не самое большое бедствие… Все стремятся лишь к одному — использовать преимущества иностранной цивилизации, а не создавать в стране культурные условия, в которых такие результаты достигаются сами собой».


Олег Ларин.

Фото: www.alchetron.com

Новые статьи

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Стать глубже на спектакль

Побывав на премьере спектакля народного драматического театра в бендерском...

Архив