Домой Разное На стыке истории и мифа

На стыке истории и мифа

0

Обычно, когда речь заходит о Рашкове, в голове возникает некий туманно-романтический флер. И неудивительно! Сравнительно небольшое село умудрилось попасть на страницы старинных документов, внести свой вклад в археологическую науку, обогатить карту странствий героев Сенкевича. Здесь же собраны уникальные памятники архитектуры, святыни православия, католичества и хасидизма. А некоторые артефакты и подавно указывают на принадлежность к трипольской культуре.

Задайся кто-нибудь целью составить сакральную географию, Рашков стал бы одной из важных точек в Приднестровье. Но, безусловно, есть Рашков исторический и есть – легендарный. Первый вознамерился сохранить, а последний «разобрать по кирпичику» руководитель Поднестровского историко-географического общества Александр Горносталь. Наш коллега собрал большой творческий коллектив, нацеленный на изучение жемчужины приднестровского севера. Результаты, обобщенные в монографии «Рашков исторический», представлены в ходе одноименного научно-просветительского форума.

Стоит ли говорить, что форум проходил в самом селе, в очередной раз явившемся центром притяжения историков, краеведов, журналистов, представителей турфирм…

Те, кто впервые оказался в нашем заповеднике легендарного и исторического, не могли не почувствовать особого колорита: в Рашкове старина щедро «посолена» бытом. Среди крестьянских домов нет-нет, да и возникнет очередной островок минувшего.

С «говорящими руинами», впрочем, не все просто. Полуразрушенные синагога и Покровская церковь (обе второй половины ХVIII века) взяты «на консервацию и частичную реставрацию». Руины Покровской помещены в своеобразный ангар. В результате серьезно страдают фотографическая привлекательность, собственно дух времени. Но ничего не поделаешь. Очевидно, лишь таким путем удастся сохранить памятник для грядущих поколений.

Пример «законсервированной» церкви, на наш взгляд, как нельзя лучше характеризует работу, проделанную коллективом единомышленников. С одной стороны, ведется последовательная, методичная борьба за сохранение истории, с другой – подобно клочкам тумана при ярком свете, исчезают визуально-притягательные элементы рашковского легендариума.

Как убедительно показал Александр Горносталь, сама дата основания Рашкова в высшей степени легендарна. И пускай в 2002 году здесь отметили шестисотлетие, курьез в том, что под 1402-м никакого «первого упоминания» не значится. Ни в одном известном историческом документе тех лет Рашков не обозначен.

В процессе обстоятельного исследования Горносталь выявил: исходной точкой в истории населенного пункта может служить 1600 год. Не ранее! Следовательно, Рашков почти на двести лет моложе заявленного возраста. Можете себе представить, какой эффект произвело открытие на местную администрацию! А ведь были торжества…

Или другой пример. В романе «Огнем и мечом» окрестности Валя-Адынки предстают как дикое, безлюдное место, где верховодит всякая нечисть. В действительности популярный романист писал не о селе, а о речке, берега которой, как узнаем, были не такими уж «дикими». В глубокой долине существовал некогда целый монастырь или скит, чьими остатками можно считать пещеру под Головатым камнем и знаменитый Грот Кармалюка.

Индустрия туризма, образно выражаясь, получила от фундаментальной науки несколько увесистых тумаков. Но она же, как отметил журналист и экскурсовод Александр Корецкий, вправе рассчитывать на серьезное подспорье, историческую базу.

И вот уже на место гипотетического (в Валя-Адынке) Устима Кармалюка приходит православный подвижник, схимник. На место безосновательной даты «1402» – исторически выверенная цифра «1600». Именно под этим годом в выписке из городских книг Винницкого повета говорится об основании Рашкова. Документ хранится в Центральном архиве исторических документов в Варшаве в фондах «Архива Замойских».

На наших глазах псевдоисторические доводы, романтические образы отступают на второй план. Тогда как на первый выходят конкретные исторические персонажи вроде Яна Замойского. Трудно сказать, обидятся ли поклонники творчества Сенкевича, успевшие отыскать поблизости «Чертов Яр», однако, в целом, туристический интерес к месту от этого меньшим не становится.

Во всяком случае, в день проведения форума пилигримов было немало. Для гостей организовали экскурсию к стенам Покровской церкви и синагоги. Желающие также могли посетить могилу весьма почитаемого в хасидизме раввина Шабтая, обнаруженную не так давно на старом еврейском кладбище.

Более опытные путешественники заметят: село заметно преобразилось – всюду указатели, билборды с описанием исторических объектов, по правде говоря, несколько отвлекающие от самих памятников, как бы вырывающие их из контекста повседневности.

Но зато странники получат минимальный набор сведений по каждой локации. Вот, скажем, информация на еврейском кладбище: «Рабби Шабтай бен Цви-Гирш (примерные годы жизни 1655-1745), один из выдающихся учеников основателя хасидизма Бешта». Неподалеку расположен стенд, извещающий о строительстве гостевого дома для паломников-хасидов.

Ни в синагогу, ни в церковь, как раньше, просто так не попадешь. Зато внутри полный порядок. И лишь местами на стенах попадаются надписи вроде «Аleх» (не самый худший вариант!), повествующие о былой бесконтрольности.

Среди гостей форума весьма представительные фигуры – археологи, историки из Приднестровья и Молдовы. Некоторые выступают в роли соавторов монографии. Археолог Сергей Разумов подготовил обширный материал, посвященный раскопкам на территории церкви, где обнаружены не только погребения XVII-XVIII столетий, но и остатки трипольской культуры.

Самая старая монета из погребений – венгерский денарий 1576 года. Одна из поздних – польский грош 1767-го. Он, в частности, позволяет датировать церковь – не ранее указанного периода. Тогда как прежде дату основания относили к сороковым годам того же столетия, а иногда отодвигали чуть ли не в средневековье.

Если говорить непосредственно о форуме, таковой прошел в стенах сельского ДК и с душой, и с пользой. Кулуарные дискуссии представляли неменьший интерес. Все сходились в одном: в отношении датировки Горносталь, скорее всего, прав.

Возникало ощущение, что горделиво выбитая на полу, повторенная под потолком и размещенная при въезде в Рашков цифра «1402» невольно краснеет за саму себя.
Кое-кто повздыхал: «Горносталь отнял у нас двести лет истории!». «Не истории, – резонно возражали другие, – но мифа!».

Так устроен человек: не можем мы, увы, без кривотолков! Научная картина мира неизбежно деформируется в духе народной, поэтической интерпретации. По факту, всё шлифует беспощадное время. Есть и чисто психологические нюансы: история населенного пункта в данном случае настолько богата, что отдельные мазки и целые изображения наслаиваются, как в палимпсесте, одно на другое.

К слову, на обложке монографии, посвященной Рашкову, можно видеть долину близ Валя-Адынки. Историк-детектив разузнал, что протекающая здесь речка именовалась прежде Рашковой, а позже Рашковкой. Она-то, по всей видимости, и дала название селу.

Вот и еще один кульбит: начинали с Рашкова, очутились в Валя-Адынке. Чем не повод для новой околонаучной легенды? Настоящий Рашков, думаем, вовсе не там, где все полагают! А где? Передаю микрофон моему другу, коллеге и разрушителю всяческих мифов Александру Горносталю…


Николай Феч. Каменский район.

Фото: www.sportishka.com

Exit mobile version