Домой Культура «Не трожьте музыку руками»

«Не трожьте музыку руками»

0

Хоровое пение – древнейший и до сих пор не потерявший своих особенных чар способ единения людей. Говорят, что голос – первый и основной музыкальный инструмент, сам по себе сложный, нежный и хрупкий. Когда же люди поют вместе, а тем более профессионально, возникает удивительная общность, создаётся пространство тонких вибраций, энергий, флюидов. Важно, что при этом каждый артист, не теряя себя, вносит свой вклад в общую гармонию.

Любой хороший оркестр либо хор совершенно немыслим без дирижёра, который не только обеспечивает стройность и техническое совершенство исполнения, но и художественно трактует произведение. Как ни странно, отдельной профессией дирижирование стало лишь в XIX веке. В Приднестровском государственном институте искусств кафедра хорового дирижирования существует с 1959 года, в 2014 на ней также стали обучать вокальному искусству. Неслучайно, поскольку практически все дирижёры, выпускники этой кафедры, являются также профессиональными вокалистами. Среди них – Отличные работники культуры ПМР, артисты Приднестровского государственного хора Дмитрий Дорошенко и Мария Лукановская, недавно сдавшие итоговый экзамен по специальности «хоровое дирижирование». По традиции, экзамен проходил в форме концерта в Малом зале столичного Дворца Республики.

Дмитрий и Мария – артисты молодые, но уже довольно известные в нашей республике, они давно поют в Приднестровском государственном хоре (художественный руководитель – Татьяна Твердохлеб). В этот раз они оказались на месте Татьяны Васильевны, которая является не только замечательным дирижёром, но и прекрасным педагогом – продемонстрировать на практике то, что усвоили за годы обучения. Их сверхзадачей было унести слушателей в царство гармонии на волнах трепетных мелодий разных композиторов, от классиков до современников: Вивальди, Делансо, Пуленка, Рахманинова, Танеева, Музическу… Могу засвидетельствовать, что у них это получилось, да и хор, по обыкновению, не подкачал.

Но кто, кроме людей этой профессии, знает, какой невероятный труд, какое напряжённое волнение на самом деле стоят за той божественной мелодической лёгкостью, которая получается в итоге? Оба молодых артиста – не только таланты, но и большие труженики. Помимо участия в каждом концерте Приднестровского государственного хора, нередко в качестве солиста, Дмитрий Дорошенко поёт в церковном хоре во время богослужений, что требует от артиста не только профессионализма, но и особого духовного настроения. В творческой жизни Марии Лукановской духовная музыка тоже играет огромную роль. С 14-ти лет Маша (по совету мамы) увлеклась игрой на редком, истинно былинном древнерусском музыкальном инструменте – гуслях. Впрочем, её первоначальным музыкальным инструментом является фортепиано. Вообще же оба этих артиста признают, что именно безбрежный, бесконечно разнообразный, неисчерпаемо богатый накопленными веками сокровищами музыкальный мир – это та вселенная, где их души чувствуют себя счастливыми и свободными. «Не в силах даже себе представить, какой бедной была бы жизнь без Шопена и Баха, Рахманинова и Чайковского, Вивальди и Верди… перечислять могу долго, и каждый гений уникален по-своему. Кажется, поэт Андрей Вознесенский писал: «Не трожьте музыку руками!». Это очень верно сказано, потому что с ней в жизни мало что сравнится. Всё обидное, мелкое, пошлое, скучное, обыденное теряет власть, когда звучит её Величество Музыка. Служить ей – величайшее счастье на Земле», — убеждён Дмитрий Дорошенко. Увы, люди – существа слишком несовершенные, слабые и суетные, чтобы жить на возвышенный лад, который являет нам великая музыка. Спасибо за то, что хотя бы иногда мы чувствуем благодаря ей нечто такое, что не выразить словами, что гораздо больше нас самих, что, быть может, обещает впереди нечто необыкновенное и прекрасное. Спасибо музыкантам, которые открывают нам порталы в эти «параллельные миры».


Леон Полевой.

Фото автора.

Exit mobile version