Домой Разное Небеса разверзлись…

Небеса разверзлись…

0

До появления в языческом мире Благой Вести – а именно таков перевод греческого слова «евангелие» – человек был замкнут в мире причинно-следственных связей, рока, судьбы. Однако люди почувствовали, что в мир пришло нечто Новое; круг разомкнулся, «небеса разверзлись», в сердцах поселилась надежда…

19 января православные Приднестровья отмечают один из двунадесятых, великих праздников – Крещение Господне, или Богоявление. Глубинный смысл этого, прежде всего, литургического, евангельского события сводится к духовному обновлению человека, его предрасположенности к полноценной христианской жизни.

«От евангелистов мы знаем, что когда Спаситель пришёл креститься на Иордан, внешне он ничем не отличался от любого другого человека, – говорит известный миссионер, протоиерей Андрей Ткачев. – Лишь Иоанн Предтеча, без всяких внешних признаков, узнал Его в духе».

В Евангелии от Матфея читаем: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Здесь, отмечают представители православного духовенства, «Господь показывает Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения».

Отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение… Всё это сопряжено для верующих в празднике Богоявления, в самой природе христианства.

В православных храмах на Богоявление совершается Божественная литургия, а по её окончании – чин Великого освящения воды.

В Приднестровье, как и в России, существует давняя традиция погружения в «иордань», прорубь, крещенскую купель. Для этого оборудуют специальные места, где дежурят спасатели, есть палатки для обогрева, окунувшимся предлагают горячий чай.

Однако не будем забывать: купание на Богоявление – это, скорее, народный обряд, несопоставимый с литургической жизнью и ценный лишь в том случае, если не теряется духовный смысл.

Протоиерей Павел Островский подчёркивает: «Обычай купаться в реках на Крещение нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воду Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордан во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой в самый день Крещения Спасителя, потому что купаться зимой – значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать здоровьем. Если вы никак не можете обойтись без этой традиции, то, по крайней мере, идите окунаться туда, где есть специально оборудованное место».

Ещё одна крайность – «длинные очереди за святой водой», которая, по словам протоиерея Андрея Ткачева, может потерять всю свою благодатную силу при потребительском к себе отношении. Не будем забывать: Крещение – это Божественная тайна и духовная радость.


Николай Феч.

Фото: http://www.triboona.ru

Exit mobile version