3.6 C
Тирасполь
Воскресенье, 24 ноября, 2024

Популярное за неделю

Мой легендарный родственник

Творческий конкурс «Зажигаем звёзды» всё больше вызывает интерес у...

«Париж по тебе плачет»…

Анастасии Белоконь двадцать один год. Девушка оканчивает учёбу на...

Поздравление с Днём работника отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности

Уважаемые работники отраслей сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности! Поздравляю...

Ситуация на местах

В ходе селекторного совещания с руководителями органов государственной власти...

О Лесе

Её частенько можно видеть в городе на мероприятиях и просто так, с фотоаппаратом. Олесю Михалицыну знают, пожалуй, все, кто занимается фоторепортажем, она состоит в фотоклубе «Поиск», союзе фотохудожников Приднестровья.

В отличие от репортёров-мужчин, Олеся не протискивается вперёд, не портит соседям кадр.

Но и не исчезает в тени.

Леся и одевается так: приглушённые тона, чёрная водолазка, матово-зелёная куртка – подчёркнутый минимализм. Ни одной лишней детали, всей этой мишуры, которая страшно портит нам жизнь.

Не предпочитай фотограф держаться за кадром, сама могла бы послужить моделью. Но и так готовые снимки отражают личность.

Раньше мне казалось, что скромность вредит мастерам. В самом деле, не так-то легко расположить человека перед камерой. Потом понял: искусство в том, чтобы не форсировать, чтобы не мешать. Думаю, не вполне даже подходит слово «фотоохота». Предпочитаю сравнение с рыбалкой, точнее, даже с собиранием грибов. Идёшь – кругом лес. Аккуратно ворошишь веточкой листву. Осеннее утро.

Были вместе как-то в Рогах Дубоссарского района. Места эпические – широко разливается Днестр, на холме в соснах гуляет ветер. Где-то в прибрежных зарослях, в многометровом слое ракушечника затерялся скальный монастырь. Родник сбегает по камням склона. Под впечатлением от места, мы с коллегами Александром Паламарём и Алексеем Юрковским снимали родник, точно водопад. В итоге, по признанию Александра Александровича, кадр получился у одной Леси.

При этом фотограф удивительно разносторонний. Предпочитает репортаж, хотя трудно представить жанр, который был бы ей недоступен.

Я не склонен отдельно говорить о женской фотографии, но женщины, что ли, деликатнее подходят к сути вещей. Не врываются, как мы, в храм природы, не в такой мере рассчитывают на вдохновение. Терпеливо осваивают азы, внимательно слушают, что говорят мэтры, а в итоге дают произведению жизнь.

Мужчина с его научным складом ума стремится «совлечь таинственный покров», разобрать, как в детстве, будильник, найти скрытые пружины. Тогда как женщина сохраняет тайну. Возможно, именно потому, что ближе к ней стоит. Само понятие «суть вещей» – женского рода.

Фотографии Леси разноплановые: чёрно-белые и цветные, лирические, общественно значимые… Но так же, как, например, джаз следует признать уникальной формой коммуникации, так и фотография – особый невербальный язык. Олеся пользуется им во всей полноте, взаимодействует со зрителем и другими фотографами.

На мой вкус, лучше всего ей удаются «снимки с историей». Будь то история отдельных мест, людей, узнаваемые элементы тираспольского пейзажа. На днях призналась: очень переживает, что снесут старую лестницу к городскому пляжу (наверху когда-то была пельменная). Вот и мне скверик по душе – сколько раз пытался запечатлеть атмосферу.

«Работы Олеси Михалицыной полны жизни, – говорит председатель фотоклуба «Поиск» Виктор Громов. – Большое влияние на неё, полагаю, оказал наставник Михаил Блонштейн. Но это не значит, что Леся довольствуется чужим опытом. Она идёт своим путём, прислушивается к собственному сердцу».

Настоящий, «тот самый кадр» в одностороннем порядке вымучить нельзя. Он должен случиться. Ну, разумеется, при должных сноровке и трудолюбии. Иные годами ходят по проторенным тропам в надежде, что «вот сегодня». Леся не склонна устраивать «закат солнца вручную». Вынашивает, терпеливо ждёт…

Насколько знаю, она никому ничего не доказывает. Не ломает копья в спорах с единомышленниками. А между тем материал копится. И уж, конечно, его хватило бы не на одну авторскую экспозицию.

Фотограф не спешит прокричать о себе. Самоутверждение более свойственно мужчинам, как ни странно. Ей же хватает коллективных выставок, опять-таки в порядке коммуникации.

Не менее семи лет Олеся Михалицына проработала в «Днестровской правде». Её, казалось бы, проходные журналистские снимки отличает бережное отношение к объекту съёмки, не конфликтующему с повседневностью, но и не растворяющемуся до конца в ней.

«Человек она глубокий, чуткий, – говорит журналист Олег Соснин. – Наделена редким даром – умеет слушать. Требовательна к себе и ненавязчива по отношению к собеседнику. Я уж не говорю о том, что она просто красивая, обаятельная женщина».

А мне пришла в голову мысль: мужчинам кажется, что это мы дарим избранницам цветы на 8 Марта. На самом же деле всё с точностью наоборот. Это нам подарили возможность жить среди цветов, вбирать красоту окружающего мира. Там же, где полноты чувства, осознания и мастерства не хватает, выручают женщины-фотографы. Цветы среди цветов.


Николай Феч.

Фото Виктора Громова.

Новые статьи

Поздравление с Днём матери

Дорогие соотечественницы! Примите самые тёплые поздравления с Днём матери! С...

У вас будет ребёнок

Обозревая свежую почту, главный редактор посчитал нужным остановиться на...

Спасение Базилики

В древней венгерской столице городе Эстергоме на южном высоком...

Старый Тирасполь в новом качестве

Есть круг людей, которых не нужно убеждать в том,...

Арфа, завёрнутая в газету

Нет и не может быть ничего в исторической науке...

Архив