Домой Культура Окно в мир Лилии Орловой

Окно в мир Лилии Орловой

0

Первая персональная выставка этой молодой художницы экспонируется в Приднестровском государственном художественном музее (Бендеры). Название «Слово» отражает, с одной стороны, религиозно-символический, а с другой – человеческий, социальный смысл работ Орловой.

Драматизм и лирика, стремление проникнуть в суть вещей, отразить противоречия нынешнего века и вечный поиск вневременной истины – всё это, выраженное в десятках картин, делает выставку ярким событием культурной жизни нашей республики.

Понимание такого искусства требует от зрителя работы ума и души – оно хоть и не «заумное», но достаточно сложное. Стиль Лилии Орловой (на фото), пожалуй, можно назвать суровым, даже несколько аскетичным, хотя картины «Натюрморт с лавандой» или «Лесоповал» доказывают, что при желании она может создавать почти импрессионистические многокрасочные феерии. Однако интерес художника лежит в несколько иной плоскости. Как говорил когда-то Ван Гог, «попробуйте с помощью цвета передать сладость поцелуя, радость первого свидания, горечь расставания, тоску одиночества, ужас человека перед вселенской пустотой». Примерно такие задачи ставит перед собой живописец Лилия Орлова, подбирая для этого соответствующие цвета и формы. Пожалуй, её излюбленные тона находятся в холодном, сине-фиолетовом спектре, а их дополняют либо противостоят им тона противоположные, тёплые – желтоватые, охристые, порой даже красные, но при этом почти всегда сдержанные, приглушённые. Тонкая деликатность женской души и стойкая мужественность открытого взгляда на мир, какой он есть, с его мучительными противоречиями – редкое сочетание, особенно в наши дни. Молодая художница им обладает.

Живопись Орловой можно назвать в высшей степени атмосферной, богатой нюансами и флюидами, медитативной или молитвенной. Ночь либо сумерки, переходные часы суток, таинственная игра светотени, сюжеты с загадкой порой на грани сюрреализма (картина «Страшный сон»), но чаще – возведение понятных психологических переживаний на уровень более высокой символики, причём не холодной и абстрактной, а глубоко человечной. Таковы, например, картины «Невесёлая песня», «Дым над водой», «Родственные души», «Мелодия Любви», «Полнолуние», «В размышлениях о вечном» и другие. Интересное решение – работа «Окно», одновременно картина и инсталляция. У зрителя создаётся ощущение, что он действительно смотрит на привольный сельский пейзаж с сиренью, забором, домиком, сидящей на лавочке пожилой женщиной и кошкой через окно с покоробленной временем деревянной рамой, да ещё прикрытое для убедительности типично деревенской кружевной занавеской.

Картина «Теплотрасса» – одна из самых «социальных» работ на выставке. Двое современных мальчишек, детей «постиндустриального» общества, расположились на фоне оставшегося от отцов и дедов индустриального городского пейзажа. Соцреалисты прошедших времён изображали в подобном антураже бодрых, молодых рабочих – созидателей светлого «прекрасного далёка». На картине Орловой атмосфера совершенно иная: ребята бездействуют, они невесело задумались, и сам зритель тоже невольно задумывается над их неопределённым, туманным будущим. В противовес минору предыдущей картины, триптих «Мирное небо» полон света и надежды. Главные «герои» этой картины – пёстрые, многоцветные детские носочки, прищепленные к бельевой верёвке на фоне весенней лазури и белоснежного апрельского цветения. Образ простой, почти плакатный, и в то же время оригинальный, выразительный, глубокий и чрезвычайно актуальный на сегодняшний день.

Трудно обойти вниманием самое большое по объёму произведение на выставке: монументальный, экспрессивный, вдохновлённый библейскими мотивами триптих «Молитва сквозь века». Очевидно, религиозный дух, вера в Бога одушевляют всё многогранное творчество Лилии Орловой. В тёмном и неправедном мире молодой художник страстно взыскует правды – на земле и на небе.


Олег Соснин.

Фото: автора, http://www.i-pmr.com

Exit mobile version