Он оказался незаменимым

0

В столичной детской художественной школе им А. Ф. Фойницкого открылась выставка, посвященная юбилею Леонида Пироженко. Видному деятелю культуры, выдающемуся театральному художнику-постановщику, первому председателю союза художников Приднестровья в январе 2023 года исполнилось бы 85 лет.


«Он у нас редкость, ибо мыслит», – сказал когда-то Пушкин о своем современнике, поэте Баратынском. Конечно, в этих словах было преувеличение, ведь мысль так или иначе присутствует в каждом стихотворении любого талантливого поэта. Александр Сергеевич имел в виду, что зачастую поэтическая мысль является «служанкой» стихии чувства. То же самое можно сказать о многих художниках, иногда очень даже талантливых, ярких, но больше чувствующих, чем мыслящих. Леонид Пироженко был иным: не только внутренний склад, но сама профессия сценографа заставляла его тщательно и строго обдумывать свои творения. Ведь он был соавтором спектаклей, не просто декоратором, а творцом среды, внутри которой на сцене происходит действие. Это означает ответственность, в своем роде равную режиссерской.

Потому и работы театральных художников бывает нелегко понять в отрыве от постановки, неотъемлемой частью которой они являются. К чести Леонида Пироженко нужно признать, что большинство представленных на выставке работ выдерживают такой «экзамен»: они дают зрителю возможность представить спектакль даже по незнакомой ему пьесе. Такова смысловая и выразительная сила, которой они заряжены. Работая в соавторстве с разными режиссерами над произведениями многих авторов различных эпох, от античности до современности, художник все-таки имел свой стиль, точнее сказать, свой принципиальный подход к решению поставленной задачи, каждый раз новой. Суть его: лаконичность, глубина, концентрированность, безупречный вкус и благородное чувство меры.

По словам одного из почетных гостей на открытии выставки, главы госслужбы по культуре и историческому наследию Марии Кырмыз, в свое время работавшей рядом с мастером, «Леонид Андреевич создавал сценическое пространство, в котором актерам работалось комфортно. Он был сценограф от Бога, каждая деталь у него служила общему замыслу, он всегда стремился к совершенству. Время подтвердило, что Леонид Пироженко был уникальным явлением. Смерть его стала невосполнимой утратой. Как именно театральному художнику, глубоко понимавшему специфику своего дела, ему, к сожалению, до сих пор не нашлось достойной замены. Приходится признать, вопреки известной советской фразе, что незаменимые люди все-таки есть».

За богатство и разнообразие выставки хочется отдельно поблагодарить Светлану Пироженко, супругу и соратницу художника, бережно сохранившую большую часть его творческого наследия, начиная с ранних работ, созданных в 60-е годы прошлого века. Во многом благодаря ей выставка получилась такой объемной и богатой. В большом «двухъярусном» зале представлены эскизы к спектаклям по произведениям классиков: Пушкина и Гоголя, Островского и Чехова, Гашека и Драйзера, к пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта», к «Божественной комедии» Данте Алигьери. А также к авторам более близких нам времен: В. Губареву, Г. Бокареву, В. Распутину и другим. В числе особо впечатливших меня работ – эскизы декораций к спектаклю «Салемские ведьмы» по пьесе американского драматурга Артура Миллера «Суровое испытание», сценография к пьесе Владимира Губарева «Саркофаг», написанной в 1986 году «по горячим следам» Чернобыльской катастрофы. Восхищает продуманной выразительностью и стильностью алая «супрематическая» роза с черными шипами на абстрактном сине-белом фоне – эскиз декорации к спектаклю по пьесе французского драматурга XIX века Альфреда Мюссе «Любовью не шутят».

Безусловно, восприятие такого искусства требует от нас определенного культурного багажа. Леонид Пироженко всегда работал в расчете на умного зрителя. Чрезвычайно много требуя в профессии от себя, он, насколько возможно, подтягивал к своей высоте других.


Олег Соснин.

Фото Виктора Громова.

Exit mobile version