От идеи до выпуска

0

Положение книг, газет и журналов в наши дни непростое. Притом что разнообразная полиграфическая продукция пользуется неизменным спросом. Мы порой сами не замечаем, что живем в мире логотипов, буклетов, проспектов, календарей, каждый из которых несет определенный пласт визуальной (графической) и вербальной информации. От того, насколько качественной будет печатная продукция, во многом зависит интерес к предлагаемым товарам и услугам.


Сегодня 125-летие со дня основания отмечает одно из ведущих полиграфических предприятий нашего края – ЗАО «Типар». На протяжении многих лет полиграфисты вносят существенный вклад в дело формирования имиджа Приднестровья, его печатного, информационного отражения.

Пройденный предприятием более чем вековой путь позволил накопить бесценный опыт. Пообщавшись с командой единомышленников – а это поистине одна большая дружная семья! – нетрудно убедиться: люди подходят к профессии с душой, осваивают смежные специальности, занимаются самообразованием, становясь подлинными универсалами.

Достойным примером для коллектива служат старшие коллеги. Свыше тридцати лет проработали на предприятии технолог Лариса Чебаненко, машинист резальных машин Иван Катан, редактор-корректор Светлана Коломейчук, брошюровщики-переплетчики Татьяна Анисимова и Анжела Побережная.

Типография – это, в целом, особый мир, и, возможно, любовь к нему способна передаваться по наследству. На «Типаре» трудятся представители династий Лилия Козловская, Иван и Александр Капрош, Татьяна и Игорь Анисимовы. Для иных взаимосвязь личной истории и производственной только начинается. Свою семью создали Александр Капрош и Ирина Шумейко.

Без малого четверть века посвятила полиграфии Наталия Дурбала. Прошла путь от специалиста, начальника отдела маркетинга до директора «Типара».

Наталия Кирилловна проводит для корреспондента газеты экскурсию, показывает и объясняет предназначение оборудования. А я вспоминаю, как впервые, будучи сотрудником ИА «Ольвия-пресс», пришел на «Типар» в 2010-м (еще до переезда в новое здание). Мне и в тот раз бросилось в глаза, что руководитель типографии – из тех, кто живет своим делом. Помнится, нам, журналистам, еще подарили недавно вышедший фотоальбом «Приднестровье». Превосходное издание с замечательными фотографиями Александра Паламаря и других мастеров. Возможно, на тот момент это был один из первых и притом наиболее удачных опытов рассказать языком фотоискусства о Приднестровье. О туризме в сегодняшнем смысле никто и не помышлял. Мы, приднестровцы, только начинали «презентовать» себя. Во многом работа и теперь не утратила актуальности, несмотря на то, что с тех пор появились десятки новых образцов.

По словам директора «Типара», в этом и заключается особый вклад издателей. Типография, в отличие от того же Интернета, вносит свою лепту на века, мыслит другими категориями. Фотоальбом, книга и даже комплект открыток, скорее всего, переживут автора. И значит немаловажно, каким будет их качество, как материал будут воспринимать потомки? Конкретно в каком виде мы оставим о себе след?

В настоящее время на «Типаре» готовится к печати второй том книги Владимира Полушина «Тирасполь на грани столетий» (переиздание). В прошлом году был с размахом переиздан первый том. Выходят и уникальные ведомственные труды – «Типар» способен выполнить заказ любой степени сложности, на любой вкус.

Роскошно, с использованием ультрасовременных технологий, оформлен и новый каталог памятных монет из драгметаллов Приднестровского банка.

К сожалению, отечественную книжную продукцию не так легко обнаружить на прилавках. Тираж распространяет заказчик. В розничную торговлю, как правило, мало что поступает. По факту нашим гостям и самим жителям в значительной степени остается довольствоваться сувенирами, в то время как полиграфисты способны подготовить куда более широкую палитру изделий. Вероятно, тут нужна целенаправленная государственная поддержка либо коммерческая работа, поставленная на принципиально иные рельсы. Нужны проекты, продвигающие исторический, природный потенциал в полиграфии. Важные решения в данном направлении уже принимаются. Заказчиком готовой продукции выступает агентство по туризму. Так, в 2020-м был издан туристский справочник о нашем крае и государстве.

Безусловно, работа «Типара» в высшей степени многогранна. Рассказать обо всех направлениях в одной статье не представляется возможным. Равно как и упомянуть обо всех достойных. На торжестве награды вручат Дмитрию Унгуряну, Ирине Шумейко, Александру Капрошу, Алексею Жмурову, Евгению Васильеву, Роману Гагарину, Анжеле Побережной, Екатерине Семенюк, Наталье Тертиловой, Рамили Абдрахимовой, Геннадию Репникову. Но, разумеется, каждый сотрудник, член одной команды, достоин награды и отдельной публикации.

Важно отметить, что сами работники предприятия весьма скромно оценивают свою роль. На «Типаре» делают акцент именно на производственной составляющей, говорят о ремесле. И всё же ремесло многим удается сочетать с креативным, творческим подходом. В полной мере это характерно для сотрудников отдела дизайна и допечатной подготовки, которым руководит Дмитрий Унгуряну. Коллектив эффективно взаимодействует с авторами, предлагает свои идеи, решения… И, естественно, здесь ценят тех клиентов, кому «не всё равно», кто сам горит, болеет за результат.

«Типар», как и всякое коммерческое объединение, заинтересован в крупных тиражах. Но интерес представляют и эксклюзивные, в прямом смысле – штучные заказы. Не так давно, к примеру, в типографии цифровым способом издали детскую книгу, иллюстрированную детскими же рисунками. Текст сказки написал папа, вдохновившись популярной серией про Груффало (персонаж английской литературы). Симпатичную книжку выпустили всего в четырех экземплярах. Но, честное слово, как же приятно держать в руках этот совместный труд!

Такие вот позитивные, вдохновляющие опыты, по правде говоря, и внушают уверенность в светлом типографском будущем. Книга, альбом, календарь остаются своего рода перекрестком, где в одной точке сходятся и утилитарные, и творческие начала, где взаимодействуют, создавая смысловой ряд, синтетический образ, люди разных профессий и поколений.

Всё это предельно близко нам, сотрудникам редакции. Ведь и за будущее газеты в эпоху глобальной сети идет напряженная борьба. Иным современникам решительно не понять, зачем нужна «печатная версия».

Полиграфистам, к счастью, ничего объяснять не нужно. Наши коллеги знают цену литературному слову, добротной верстке, качественной иллюстрации.

С удовольствием присоединяемся к поздравлениям. Желаем «Типару», чтобы хорошо изданные и притом финансово доступные фотоальбомы, журналы, книги оставались в ХХI веке нередкими гостями в наших домах.


Михаил Фернет.

Фото Виктора Громова.

Exit mobile version