Пейзаж на виноградной косточке

0

В городе Бендеры, в скромном частном доме живет уникальный Мастер. Тот, кто умеет писать сверхмалые по размеру картины, для разглядывания которых требуется микроскоп, заслуживает этого «неофициального титула» с большой буквы. Николай Петрович Дмитриенко – единственный в мире микроминиатюрист, чьи работы, причем вставленные в рамки, полностью закрываются спичечной головкой. Таковы его «Днестровские дали». И это еще не предел.


Взгляните на одну из картин Дмитриенко под сильным увеличением: вам покажется, что она висит на каком-то огромном валуне, занимая совсем небольшую часть его площади. Если бы! На самом деле реалистический пейзаж «Вечереет» в добротной латунной рамке приклеен к… виноградной косточке. Размер картины – 1,4 x 1,6 мм. Однако пейзаж на яблоневой косточке еще меньше – не более четверти квадратного миллиметра. Это, возможно, самая маленькая в мире картина маслом. Сейчас Николай Дмитриенко ее реставрирует: по выражению художника, «рамка немножко съехала».

Тут уместно сказать об учителе героя нашего очерка Андрее Трухачеве – до Великой Отечественной войны он был художником-реставратором ленинградского Эрмитажа, позже много ездил по Союзу. Будучи студентом Пензенского инженерно-строительного института, Николай Дмитриенко параллельно брал у него уроки живописи. Сам же Андрей Трухачев был учеником Павла Филонова – одного из отцов российского авангарда. Сложное, аналитическое искусство Филонова совмещало смелость эксперимента с тщательной проработкой мельчайших деталей. Быть может, какой-то глубинный импульс через учителя передался Дмитриенко, который впоследствии почувствует тягу именно к миниатюре. Немыслимо тонкая кисточка в твердой руке, напряженный взгляд в окуляр микроскопа – и окружающий мир исчезает, мастер запредельно сконцентрирован на своей работе, иногда в течение целого дня, но время тоже перестает существовать. Что за волшебство творится в эти часы, как достигается результат – не знает даже сам Николай Дмитриенко. «Чтобы почувствовать, надо самому попробовать», – скромно говорит он. Ага, поди попробуй!

Сам Николай Петрович отважился «совершить невозможное» во многом благодаря супруге Зое Павловне, ныне покойной, много лет проработавшей хранителем фондов Бендерского историко-краеведческого музея. Она – автор двух книг «Бендеры: листая прошлого страницы». Когда-то Николай и Зоя познакомились в городе Аркадаке Саратовской области. Для молодого архитектора Дмитриенко это была малая родина, она же попала туда по распределению, окончив исторический факультет Саратовского университета. Случайная встреча двух молодых людей оказалась судьбоносной: всю жизнь супругов Дмитриенко объединяли не только заботы о быте, детях, но и духовно-интеллектуальные интересы. После переезда в 1979 году в Бендеры, на родину Зои Павловны, они никогда не разлучались. Николай вскоре стал плодотворно работать художником-оформителем. Он автор нескольких диорам, которые и сейчас можно видеть в историко-краеведческом музее города: «Штурм Бендерской крепости войсками генерала-аншефа Панина в 1770 году», «Взятие Суворовской горы советскими войсками в ходе Ясско-Кишиневской операции 1944 года» и другие. Это уже не микроминиатюры, диорамы измеряются метрами – нашему мастеру по плечу разноплановые задачи. Мемориальный музей Бендерской трагедии, музей Приднестровского госуниверситета – тоже его работа.
Николай Петрович имеет действительно талантливые руки. Чего стоит хотя бы спроектированный и изготовленный им макет кареты начала XIX века, в 2003 году занявший 1-е место на международном конкурсе в Кишиневе. Спецы-итальянцы вообще удивлялись, что у нас могут сделать такую вещь. Кстати, изготовленная из красного дерева и металла «настольная» карета, по замыслу Дмитриенко, служит шкатулкой для хранения обручальных колец.

По заказу наших пограничников в 2018 году мастер выполнил впечатляющий проект – карту ПМР (четыре метра в длину) с размещением на ней макетов всех населенных пунктов республики, а их более ста двадцати. «Чтобы сделать такое, понадобилось три месяца поистине каторжного труда. Самостоятельно я бы вряд ли справился, но мне помогали младшая дочь Лида с мужем Максимом», – вспоминает Николай Дмитриенко. Обе его дочери, Юлия и Лидия, унаследовали творческую жилку отца, но, как знак времени, больше применяют свои способности в компьютерных технологиях. Старшая, Юлия, стала профессиональным нейрохудожником – ее произведения генерированы с помощью модных ныне и, говорят, чрезвычайно перспективных нейросетей. «Не верьте тем, кто утверждает, что нейросети заменят художников, они – тоже инструмент, хотя и очень совершенный. Однако без участия человека ничего хорошего не выходит. И уж точно нейросеть не в состоянии создать микроминиатюру. За это я спокоен», – говорит мастер с улыбкой.

О Николае Дмитриенко писали немало, на разных языках, в разных странах – России, Германии, Китае, США… Но особенно дорог ему отзыв арт-директора Московской галереи Григория Потоцкого. Лирическое, искреннее признание: «Здравствуйте, Николай! Благодарю за мир, увиденный в капле росы… Изу-мительные по художественному исполнению работы. Поэзия и гармония природы, глубокое восприятие цвета и каллиграфический рисунок. Если Вы будете в Москве, мы рады пригласить Вас… С глубоким уважением, арт-директор Баранова Ольга».


Олег Соснин.

Фото автора.

Exit mobile version