Подумать только: наша соотечественница – оперная дива! Да, именно так, ведь Диана Туртурика служит в Национальном театре оперы и балета Республики Молдова имени Марии Биешу. По всему свету масса поклонников её удивительного и завораживающего лирико-драматического сопрано. Стоит отметить, что она блистала на подмостках мировых сцен. А начинала она творческий путь в маленьком уютном зале дубоссарской музыкальной школы. Подробности – в эксклюзивном интервью для наших читателей.
– Расскажите о творческом пути. С чего всё начиналось?
– Мне генетически передалась любовь к музыке от мамы, у которой отличный музыкальный вкус. Она всегда слушала пластинки с классической музыкой. Затем были мои шажочки в вокале – я посещала театр песни «Овация» под руководством Ольги Викторовны Дубаевой и очень ей благодарна. Этот опыт с детства меня так заразил, что уже тогда поняла, что хочу крутиться в круговороте творчества всю жизнь. Также я окончила дубоссарскую музыкальную школу по двум специальностям: «Баян» у Людмилы Дмитриевны Шуда и «Академический вокал» у Татьяны Владимировны Рыбаковой. Когда решила поступать в академию искусств, мама поставила условие: я должна заниматься серьёзным – академическим – вокалом. Мне же хотелось блёсток, нарядных платьев и света софитов. Но мамочка была непреклонна и повезла меня в Национальный театр оперы и балета имени Марии Биешу, чтобы показать настоящее искусство. Мне было пятнадцать лет, и это был мой первый в жизни просмотренный спектакль – опера «Кармен» Жоржа Бизе. Когда я увидела этот масштаб, это чудо, мне так понравилось, что захотелось тоже стать артисткой оперы. Поднявшись на второй этаж и увидев портреты солистов, я сказала: «Когда-нибудь мой портрет тоже будет висеть на этой стене». Спустя годы мама как-то после очередного спектакля напомнила мне об этой фразе, которую я успела забыть.
– У вас есть любимая роль? А любимая партия? Может быть, их несколько? Чем они вам близки?
– Спасибо Богу, у меня лирико-драматическое сопрано. Это позволяет исполнять интересные и захватывающие истории. Все роли в моём репертуаре проникнуты драматизмом. Музыкальная линия и судьба моих персонажей всегда сложная. И в каждую роль я влюбляюсь. К примеру, в Мими из оперы «Богема». Настолько всё драматично, что едва сдерживаешь слёзы. С обожанием отношусь и к партии Татьяны в опере «Евгений Онегин», где звучит музыка Петра Чайковского. Те моральные принципы, благородные качества и нравственные основы, которые есть у Татьяны Лариной, мне импонируют, в наше время это большая редкость. Мне близко по духу воплощать роли, где много хитросплетений судьбы, которые волнуют душу и заставляют задуматься как зрителя, так и артиста.
– У вас есть кумиры оперного искусства?
– Мне нравится творчество Монсеррат Кабалье, Марии Каллас. У них есть чему поучиться.
– Нужно ли оперным певцам соблюдать диету и заниматься спортом? Ведь раньше был устойчивый стереотип в обществе, что все оперные певцы тучных размеров. А вы стройная красавица.
– Со спортом у нас отношения очень честные. Если моему организму хорошо с ним дружить, то я им занимаюсь. А если он начинает меня изматывать и приносить отрицательные эмоции, перестаю. То, что были женщины тучных размеров в мире искусства, скорее говорит об определённых стандартах красоты в то время. Считаю, что артист должен выглядеть хорошо и быть примером не только в творчестве, но и внешне, и, безусловно, внутренне. Человек так устроен, что любит глазами. Думаю, зрителям приятно не только услышать качественное пение, но и увидеть красивого человека. Я слежу за собой и не даю себе спуску.
– Пьют ли певцы сырые яйца, чтобы «настроить» голос, или это байки?
– Чтобы настроить голос, мне кажется, никто из артистов не пьёт сырые яйца (улыбается). Певцы настраивают голос упражнениями. У нас для его разогрева есть распевки. Если на гитаре можно заменить струну или на фортепиано молоточек, то с голосом это проделать невозможно, поэтому мы должны его беречь и соблюдать определённые технические правила, что я и стараюсь делать.
– Как относитесь к современным авангардным постановкам?
– К современным постановкам отношусь крайне негативно. В мире достаточно пошлости и разврата, чтобы переносить его на оперную сцену. Зачем? Низкие вибрации можно получить в кабаре или клубе. А оперное искусство очень древнее и несёт в себе потрясающую историю, время, эпоху. И мы просто обязаны передать этот волшебный мир нашим детям и потомкам. К тому же я люблю надевать пышные платья, парчу, бархат, парики и ощущать себя человеком той эпохи. Скажу больше: я начинаю верить, что проживала, допустим, в XVIII веке. В нашем театре такая славная команда, которая и создаёт, и воплощает историческую стилистику, за что я ей очень благодарна.
– Продолжите фразу: «Когда я пою…»
– Ощущаю полноценно счастье и проживаю потрясающие эмоции.
– «Пение для меня…»
– Это воздух. Я благодарна судьбе за то, что творчество приносит мне на сто процентов радость и безмерное счастье.
Яна САККА, г. Бендеры.
Фото из архива героини.