Домой Политика Приднестровская идентичность

Приднестровская идентичность

0

Более 55% молодых людей определяют свою идентичность как приднестровцы. Такие данные были озвучены на международной конференции «Идентичность приднестровского народа», прошедшей в стенах института государственного управления и социально-гуманитарных наук ПГУ.

Сколько времени и какие вводные необходимы для того, чтобы неоднородное общество того или иного государства и региона мира могло считаться полноценной нацией? Над этим вопросом долго бьются учёные, приводя в своих трудах отличные друг от друга выводы и определения этого понятия. Более справедливой, хоть и, конечно, субъективной оценкой видится личное восприятие: национальная идентичность – чувство «нации как связного целого, представленного уникальными традициями, культурой и языком». То, кем мы себя позиционируем, к какой группе относим и какие характерные черты имеем.

Говоря о приднестровской общности, необходимо отметить, что она начала формироваться не три десятилетия назад, когда образовалась наша республика, а намного раньше – в конце XVIII века, после того как регион вошёл в состав Российской Империи, подчёркивают приднестровские историки.

«Приднестровье превращается в край, где формируется уникальное многонациональное сообщество. Путешественники подчёркивали, что такого разнообразия народов на небольшой полоске земли они практически не встречали. При этом на основе русского языка началось взаимное проникновение всех культур. Причём было зафиксировано практически полное сохранение всех языков.

Это важно в контексте существования и развития нашей государственности», – сказал в ходе конференции старший преподаватель кафедры государственного управления Иван Войт.

В конце прошлого века на осколках Союза появились новые субъекты, которые формировались в основном по национальному признаку. Приднестровье в этой части скорее исключение. Многонациональное население региона встало на защиту своих ценностей и жизненного уклада, ведь русский язык и культура – важные скрепы и средства коммуникации между представителями разных народностей.

«Язык является одной из важных составляющих идентичности. В нём кроется сам культурный код народа. Культурная идентичность в приднестровском обществе обусловлена приверженностью жителей духовно-нравственной позиции, консолидирующим началом которой являются духовные ценности, языковой суверенитет, а также нормы, определяющие социально-экономическую и политическую организацию жизнедеятельности приднестровского народа. Одним из важных факторов возникновения ПМР стало притеснение русскоговорящих граждан в совокупности с попытками молдавского руководства отказаться от духовного и культурного наследия предшествующего периода и следовать курсом объединения с Румынией. В полиэтническом Приднестровье, население которого вне зависимости от национальности безоговорочно причисляет себя к русскому миру, стратегия молдавских властей оказалась неприемлемой», – отметила старший преподаватель кафедры социологии Ольга Короткова.

В свою очередь доктор исторических наук, профессор Вячеслав Степанов обратил внимание, что именно Приднестровье выступает сегодня своеобразным ковчегом для молдавского народа и молдавской культуры.

«Несмотря на провозглашение республики, именно приднестровское государство выступало гарантом государственности Республики Молдова. Примечательно, что с сохранением этноса. Парадокс, но именно Приднестровье является тем сдерживающим фактором, который не пускает Молдову в свободное плавание, в состав того же румынского государства», – подчеркнул он.

Учёный обратил внимание, что в республике за три десятилетия сформировалось новое поколение, в том числе и лидеры общественного мнения, которые позиционируют себя приднестровцами.

«Уже нет Советского Союза, и нет того интернационализма, который был свойственен этому большому государству. Нынешним молодым людям проще моделировать формы общежития, беря из прошлого то, что удобно для сегодняшних реалий», – заметил Вячеслав Степанов.

По словам доктора социологических наук Елены Бобковой, у молодёжи приднестровская идентичность превалирует над индивидуальной и групповой. Это подтверждают исследования, говорящие о том, что 55% молодых людей определяют свою идентичность как приднестровцы.


Павел Миров.

Фото: www.novostipmr.com

Exit mobile version