В 1862 году ученый-микробиолог и художник Эрнст Геккель опубликовал альбом иллюстраций, запечатлевший невероятное разнообразие форм жизни, увиденных под микроскопом в капле морской воды. В начале XX века физики Макс Планк и Альберт Эйнштейн заложили основы квантовой теории, общая теория относительности перевернула старые научные представления о пространстве и времени. Новейшие научные открытия подтверждали догадки мудрецов древности, что мир, каким его воспринимает человеческий глаз, на самом деле абстракция и иллюзия, создаваемая нашим мозгом. Или, во всяком случае, реальность оказалась гораздо более многомерной.
Искусство ответило на этот вызов дерзкой попыткой проникнуть за грань видимого. Так родился художественный авангард – в переводе с французского «передовой отряд». В русском искусстве больше прижился термин «футуризм» (от латинского futurum – «будущее»). Футуристы мечтали и верили в грандиозное грядущее преображение мира, в уход надоевшего старого, косного, медленного, провинциального бытия. Не случайно так много гениев российского авангарда вышли из глухой, по тем временам, провинции. Марк Шагал – из белорусского Витебска, Владимир Маяковский – из грузинского Багдати, Михаил Ларионов – из тогдашнего уездного городка Херсонской губернии Тирасполя. Так что с классикой мирового авангардизма наш край связан напрямую.
Этот факт вызывает дополнительный интерес к открывшейся недавно в Приднестровском государственном художественном музее выставке «Приднестровский авангард». Как подчеркнула его директор Наталья Егорова, эта выставка необычная, со знаком вопроса. Прежде всего о том, что понимать под авангардом в современном искусстве. Не только местном, но и мировом. Собравшиеся на мероприятии художники и другие заинтересованные лица имели возможность подискутировать на эту неоднозначную тему. Если авангард времен Ларионова, Малевича, Кандинского, Пикассо, Матисса, Клее, Поллока, Уорхола давно стал классикой, то должны ли нынешние художники подражать их экспериментам? Технически это несложно, но бессмысленно, особенно если самому художнику нечего сказать.
С другой стороны, лишать современного художника права на эксперимент тоже никто не собирается. Творец волен работать в том стиле, который наиболее адекватно выражает его видение мира. «Важно, какой при этом посыл несет он в своем творчестве, какую энергетику, созидательную либо разрушительную. В наши смутные дни особенно важно, чтобы искусство служило накопителем добра, любви, света. А уж будет ли оно строго реалистичным или более раскованным, свободно-абстрактным – каждый пусть выбирает сам. В меру своей индивидуальности, таланта, темперамента. Желательно только не добавлять в мир без крайней нужды дополнительной черноты и хаоса. Важно понимать, что изобразительное искусство тоже участвует в создании цивилизации, в построении будущего», – высказал свое мнение Сергей Горбаченко, директор Бендерского высшего художественного колледжа им. В. Постойкина. Пожалуй, с ним согласится абсолютное большинство из нас.
Представленные на выставке 90 произведений 25 художников, классиков и современников подтверждают идею, что грань между условным «авангардом» и «реализмом» не является непреодолимой. Например, известный пейзажист Василий Рудяга представил целую серию красочных феерий в более абстрактной манере, но все-таки гармонирующих с его основным творчеством. По-новому смело, но мягко и нежно интерпретировала бессмертную «Троицу» Андрея Рублева молодая художница Анастасия Швец. Совершенно иначе вдохновляется старинной иконописью мастер старшего поколения Георгий Хаджиоглов. Его «Успение» и «Чудо Георгия о Змие» выполнены в манере конструктивизма, с жесткими линиями и резкими цветовыми контрастами, сурово и драматично. Выразительные образы космического жара и холода с помощью тонких нюансов композиционного построения, цвета и тона создает Ирина Китаева. До космических же масштабов поднимает свою любимую тему женственности Геннадий Спицын. В сон или красивый эстетический миф обращает моменты обыденной жизни «поэтический кубист» Валерий Куличенко. Николай Пономаренко, тоже с помощью кубистических приемов, достигает совсем иного: проникновения в трагическую подоплеку бытия, смягченную своеобразным грустным лиризмом.
Трудно объять все, но нужно еще упомянуть хотя бы «Мальчика с быками» – признанный шедевр классика молдавской советской живописи Михаила Греку. Картина-архетип, гениально простая по форме и чрезвычайно глубокая по содержанию. С древним, но символически актуальным сюжетом: о детстве, о жизненной тьме, о грубой силе и трогательной слабости. О непобедимости человеческого духа. И разве имеет значение, авангард это или что-то другое? Настоящее искусство неповторимо и неделимо.
Олег Соснин.
Фото: www.t.me/s/bendery_tv