Домой Культура Приднестровский орнамент как культурный код

Приднестровский орнамент как культурный код

0

В Бендерах состоялся международный открытый фестиваль национальных танцев «Дружба народов». Прошёл он во Дворце культуры им. П. Ткаченко. На одной сцене выступали творческие коллективы из разных городов и сёл Приднестровья. Специально на праздник приехали танцоры из Гагаузии. Гостей встречали хлебом-солью под аккомпанемент оркестра народной музыки «Стругураш». Также всех посетителей фестиваля угощали блюдами национальных кухонь. Наше внимание привлекла презентация приднестровского орнамента. В фойе Дворца культуры на суд присутствующих его представила сама автор – Тамара Хвостик. Мы попросили Тамару Алексеевну, главного художника муниципального учреждения «Многофункциональный культурный комплекс» города Бендеры, рассказать о своей работе и о своём проекте подробнее.

– Тамара Алексеевна, где вы учились и как стали художником?

– Я до сих пор учусь, каждый день – новый опыт. Окружающий мир так многогранен и разнообразен, нас окружает столько интересного. А в детстве мечтала быть музыкантом. Сначала училась в музыкальной школе, в старших классах в Доме культуры села Гыски пела в ансамбле. Выступала на разных мероприятиях, выезжала на конкурсы. Окончив школу, поехала в Одессу обучаться вокальному искусству, также работала в духовом оркестре. Однажды мне потребовалось обновить текстиль на окнах. Начала вникать в тему, и меня это увлекло. Окончила курсы «Дизайн и пошив интерьерного текстиля» в Москве, начала развиваться в этом направлении. Работы сразу было много: заказы, приглашение в фирму, открытие «с нуля» цеха по пошиву интерьерного текстиля, обучение швей. Мы отшивали большие и сложные заказы.

В 2012 году с семьёй вернулась в Приднестровье, и меня пригласили на работу во Дворец культуры им. П. Ткаченко оформителем сцены. Сначала я отказывалась, так как не имела представления о сценографии. Но меня уговорили, аргументируя тем, что сцена – это то же окно, только размером побольше. Согласилась с условием, что если не буду справляться, уволюсь в любой момент. Так началась моя работа в сфере культуры. И вновь изучение, поиск решений для воплощения идей. Этот процесс бесконечен.

– На фестивале вы представили проект приднестровского орнамента. Как возникла идея его создания?

– Мне нужно было продумать оформление всего: начиная от площади у Дворца культуры им. П. Ткаченко до фойе и заканчивая сценой большого зала. Так сказать, весь путь зрителя – от входа и до главной сцены. Работала команда, в которую входили все специалисты – от технического персонала до директора. Во время очередного «мозгового штурма» к нам в кабинет вошла Елена Савельева, директор МУ «МКК», и предложила создать орнамент Приднестровья. Все замолчали, наступила полная тишина. И я была в растерянности, так как осознавала, насколько это ответственно и сложно. Какой объём информации нужно будет изучить, проанализировать, сопоставить, и всё это в короткий срок, совмещая с другими, плановыми мероприятиями. Я обещала подумать.

Начала размышлять. Изучать информацию о Приднестровье, об орнаментах. Тезисно записывать мысли. Первая моя запись была такой: «Приднестровская Молдавская Республика – многонациональная дружная семья!». А в каждой семье есть семейное древо. И в орнаментах есть символ – древо жизни. Каждый символ в орнаментах имеет свой смысл. Народные традиции, обычаи и фольклор жителей Приднестровья, уходящие корнями глубоко в прошлое, свято хранятся и передаются из поколения в поколение. Приднестровцы – очень колоритный народ, уникальный сплав народов и культур, состоящий из представителей 75 национальностей. Национальный орнамент Приднестровья включает в себя элементы, характерные для молдавской и славянской культур. Здесь и геометрические узоры (ромбы, кресты и звёзды), а также растительные мотивы, такие как виноградные лозы и цветы. Эти узоры символизируют плодородие, жизнь и защиту. Все элементы орнамента вместе создают гармоничный и сбалансированный дизайн, который отображает культурное наследие Приднестровья.

– Вы остались довольны результатом или, как многие творцы, дорабатывали бы бесконечно?

– Проект орнамента принимали директор и художественный совет МУ «МКК». Это далеко не первый вариант, который я визуализировала. Первые «пробы пера» удаляла на начальных этапах создания, так как многое мне не нравилось и не складывалось в общую концепцию того, что я хотела передать и вложить в этот проект. Тот, что был представлен на фестивале, – лучшая версия.

– Как приднестровский орнамент приняла широкая публика на фестивале?

– Аплодисменты, восторг, комплименты – это то, что я слышала и видела.

– Какой представляете его дальнейшую судьбу?

– Вижу широкий спектр использования орнамента. Например, мы его напечатали на ткани, изготовили баннер. Орнаменты используют для оформления различных предметов, начиная от изделий народного промысла и заканчивая архитектурными сооружениями, элементами одежды и быта. Вариантов много, всё зависит от задумки и желаний.

– О чём вы мечтаете сегодня как человек творческий?

– Каждое мероприятие, которое проходит в стенах нашего Дворца или в городе, для меня – важный проект. Особенно интересно работать, когда нет ограничений полёта фантазии. Я стремлюсь постоянно приобретать новые знания, умения, навыки, расти духовно. Потому мечтаю, чтобы в сутках было, как минимум, 48 часов.


Мила ИВАНОВА.

Фото из архива Тамары Хвостик.

Exit mobile version