Домой Общество Путь к приднестровской идентичности

Путь к приднестровской идентичности

0

История знает немало примеров, как под внешним давлением государства ломались и теряли независимость. Беспрецедентные разрушающие действия против Приднестровья направлены именно на это. Наши «политические недруги» считают, что своими действиями они приведут республику к развалу. Но этого не произойдёт. И дело не в патриотических настроениях, а в том базисе, на котором мы стоим, – в нашей приднестровской идентичности.

Что кроется за этим научным понятием, поясняет старший преподаватель кафедры государственного управления ПГУ Иван Войт. Для него как историка приднестровская идентичность – главная тема для изучения: «Многие молодые люди (более 50 процентов) на вопрос, кто вы по национальности, достаточно осознанно отвечают: «Приднестровец». И это неслучайно, ведь наша республика объединяет множество культур, национальностей, конфессий. На пересечении всего этого и возникло Приднестровье, закрепилась наша идентичность. Легко сказать, что ты русский, украинец, молдаванин, болгарин и так далее. Но что делать, если твоя жизнь – это смешение многих культур? Как объединить всё это и никого не обидеть? Вот на этом стыке и рождается такое понятие, как приднестровская идентичность».

За 33 года существования республики приднестровская идентичность по-настоящему окрепла. Но не стоит думать, что она зародилась вместе с созданием ПМР. Исследователи полагают, что такому понятию, как приднестровский народ, уже более двух веков. Его формирование началось тогда, когда наша территория стала частью Российской Империи.

Политика заселения этих земель способствовала тому, чтобы сюда охотно переселялись представители разных народов. Здесь было выгодно получить наделы, инвентарь и даже животных, а народ, который сюда перебирался, освобождался от рекрутской повинности (достаточно суровой в ХIХ веке). Всё это привлекло множество самых разных людей. Они вместе обрабатывали землю, строили дома, создавали некую общность. Этот народ в разные периоды истории ощущал себя частью сначала Великой России, затем Советского Союза, а после «парада суверенитетов» обрёл собственный уникальный голос – вот так и зародились Приднестровье и приднестровцы.

«Без сомнений, мы можем с полным основанием использовать такой термин, как «приднестровские люди». Наша гражданская идентичность за тридцать с небольшим лет полностью сформировалась. Жители нашей республики проживают на определённой территории, они объединены общей историей, культурой и традициями. Всё это и формирует «приднестровских людей». Поэтому, когда многие говорят, что они приднестровцы – это не пустые слова. За этим стоит богатая основа», – поясняет Иван Войт.

Если человек говорит, что он приднестровец, то он поддерживает курс, выбранный государством, ту независимость, к которой мы стремимся. Когда в конце 80-х начал наступление махровый национализм, проживающий здесь народ не стал этого терпеть. Столетиями люди говорили на одном языке, придерживались общей культуры, верили в определённые ценности, а их попытались переучить, «переобуть», сделать теми, кем приднестровцы не являлись. Враждебные действия Молдовы лишь подстегнули то, что и так бы рано или поздно произошло, – люди, живущие на нашей земле, задумались о собственном государстве, а затем воплотили эту идею в жизнь. Тем более, что такой опыт у проживающего здесь народа уже был. Столетие назад в 1924 году на приднестровских землях тоже возникла республика – МАССР (Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика). И Приднестровская Молдавская Республика в своём создании во многом опиралась на тот прошлый опыт. Недаром слово «Молдавская» сохранилось в названии ПМР.

На протяжении многих лет Республика Молдова старательно пытается уничтожить, нивелировать основы приднестровской государственности, стереть их без следа и сделать вид, что всё это лишь выдумки. Но правда сильнее политики. «Нашу государственность не получится игнорировать и делать вид, что её не существует. Мы обязательно добьёмся международного признания. Это наш путь, и в его повторении может крыться спасение для многих республик. Посмотрите на Молдову, сейчас страну активно румынизируют. Возможно, если бы в соседнем государстве находящиеся у власти люди вели себя по отношению к своему народу так же, как это делается у нас, то это могло бы сохранить их уникальность и уберегло от потери себя как молдавского народа. К чему, к сожалению, всё и ведёт», – рассуждает Иван Войт над тем, какой политический курс по отношению к своему народу выбрали нынешние власти Республики Молдова.

В Приднестровье уважают все нации, проживающие на нашей земле (и уважительно, по-добрососедски относятся к гражданам других государств). Более того, пока в Молдове уничтожается молдавский язык и с официальных трибун звучат лозунги, что нет такой национальности, как молдаванин, в ПМР сохраняют молдавский язык, письменность и традиционную молдавскую культуру. И в этом тоже прослеживается уникальность. Мы ценим всё, что лежит в основе нашей поликультурности, которая постепенно всё больше становится собственной идентичностью и порождает то, что можно описать одним ёмким словом – «приднестровец».

Идентичность – это осознание себя частью чего-то большего. И у граждан Приднестровья такая идентичность, безусловно, имеется. Путь к ней был весьма непростым, и он ещё не окончен. Но, несмотря на все препятствия, наша республика сворачивать с выбранной дороги не собирается.


Валентин ТИТОВ.

Фото: ИА «Новости Приднестровья».

Exit mobile version