Историк Мария Тендрякова в книге «Игровые миры: от homo ludens до геймера» отмечает: любимое занятие, игра, хобби неизменно дают новый срез действительности. Человек как бы открывает мир заново, с принципиально иного ракурса. Героиня нашего очерка Виктория Шелехова по собственному опыту знает, как меняется жизнь, когда занимаешься интересным делом.
Жительница Дубоссар увлекается садовым дизайном, создает арт-объекты из бетона. Само слово «бетон», говорит она, какое-то неудобоваримое, тяжеловесное. На самом же деле, если работать с современными пластификаторами, материал на редкость удобный, податливый. Можно часами достигать задуманного, совершенствовать форму…
В доме и во дворе у Виктории очень уютно. Кажется, здесь поработала целая команда архитекторов, строителей, дизайнеров, художников… Тогда как, в основном, это результат труда семейной четы Шелеховых. С мужем Александром потрудились на славу. Сперва – когда строили дом, затем при отделке деталей, разбивке и украшении приусадебного участка.
Художественного образования у моей собеседницы нет; по профессии Виктория программист, работала в Дубоссарских электросетях. Про себя рассказывает, что в родном Григориополе, когда училась в школе, посещала самые разные кружки. С мальчишками ходила на выжигание по дереву, не говоря уже о более характерных шитье и вязании… Семья всегда отличалась тягой к творчеству, бабушка – мастерица на все руки. От родителей унаследовала желание эстетически осваивать мир. Говорит, сначала с мужем в Дубоссарах жили в квартире. Но не хватало простора. Весной особенно хотелось находиться ближе к пробуждающейся природе, что-то создавать самой…
Двенадцать лет ушло на строительство собственного дома. За это время подросли дети, теперь каждый вносит свой вклад в сохранение семейного очага. Младшее поколение – это не только помощники, но и критики: оценивают, спорят, предлагают конкретные решения.
Давно замечено: приднестровцы отдают предпочтение ярким цветам, что, в целом, характерно для народной культуры. Орнамент молдаван, русских, украинцев несет в себе растительные мотивы, утверждает праздничное начало, торжество жизни во всех проявлениях. И неудивительно: исторически нелегкая жизнь, не менее пяти холодных месяцев в году, серая, слякотная зима – все это требует расстановки красочных акцентов. Руки так и тянутся выкрасить забор и ворота в сочные цвета, посадить на клумбах первоцветы…
Вот и в день нашей январской встречи исступленно хотелось красок. Развлечением для взора служили садовые скульптуры и, в первую очередь, конечно, маленькие садовые гномы. Но о них мы еще успеем сказать. Пока же отметим ярко-оранжевые плоды вечнозеленого кустарника пираканта, объемные, рельефные панно на стенах беседки – с изображением сказочного мира, где как бы в миниатюре, в декоративном виде представлена наша приднестровская природа.
Цветы в палисаднике – одна из граней дарования красавицы-хозяйки. Всего на участке собрано около пятидесяти видов. Тут и канна, и газания, и пеларгония, и роза, и хризантема… Газания, например, цветет в течение полугода, с июня по декабрь, не выдающаяся на вид, она радует глаз богатством переливов, оттенков.
И все же сам по себе сад в данном случае так и остался бы «незавершенным проектом». Мало-помалу Виктория пришла к мысли, что хотела бы населить его веселыми садовыми гномиками. Она и раньше делала сувениры для родных и друзей, занималась декупажем. Теперь решила попробовать воплотить в жизнь более «монументальную» затею. Специально освоила технику арт-бетона. Оказалось, лепить из этого материала не менее интересно, чем из пластилина. Разумеется, нужны определенные навыки. Однако сегодня, при наличии Интернета, освоить можно практически все что угодно. Училась Виктория быстро – иной раз наставники только диву давались.
Гномики, впрочем, не потребовали экстраординарных усилий, изобретать велосипед не было нужды. Внешний вид такой скульптуры, в известном смысле, является типовым. Еще в ХIХ веке садовые гномы оказались востребованными в Германии. И пускай их-то нередко и приводят в качестве примера китча, на популярности в народе это никак не сказывается. Виктория, понятно, ни на какие лавры в искусстве не претендует, просто ей было интересно населить приусадебный мир дружелюбными, забавными существами.
Всякому ясно: к фантастическим персонажам нельзя относиться чрезмерно серьезно. В Европе, к примеру, существует шуточный «Фронт освобождения садовых гномиков», пародия на «Гринпис». Активисты похищают «пленников», с тем чтобы отпустить на свободу. Не будем сейчас вступать в полемику по части целесо-образности подобных действий. Заметим только: прежде чем «освободить» гнома, его, как минимум, нужно купить или сделать собственными руками. Виктории творческий процесс пришелся по вкусу. Фактически, по собственному признанию, она в самом начале пути, как и ее «первенец», садовый гном.
Путешествие только начинается! На любимом участке уже появились средневековый замок и арочные мостики, забавные лягушата, кашпо под дерево и в виде симпатичного раритетного автобуса. Несколько арт-объектов изготовлены для Дубоссар, в частности – для ресторана «Днестровский сад».
В планах мастера, насколько это возможно, преумножить число сказочных персонажей, дабы компании гномов не приходилось скучать (а активистам «Фронта освобождения», соответственно, не пришлось бы их вызволять из тяжкой неволи). Ожидается, что у ворот домовладения со временем появится волк из мультфильма «Жил-был пес»: «Ну ты, если что, заходи…».
И мы обязательно зайдем, вернее, заедем на редакционном авто, чтобы понаблюдать, каких еще высот добилась Виктория, следуя природной интуиции, всесильному творческому порыву.
Михаил Фернет.