Велик соблазн съездить куда-нибудь и сказать: «Я там был». В этом плане можно, наверное, позавидовать, а в чем-то и посочувствовать экскурсоводам: с одной стороны, есть возможность снова и снова бывать в живописных краях, видеть пейзаж в разное время года и суток, с другой – приходится всякий раз, с каждой новой группой проговаривать то, что сам давно усвоил. А хочется двигаться дальше, хочется свежести восприятия. Чтобы как в первый раз…
Любая тема, стоит немного изменить ракурс, предстает в новом свете. Мир неисчерпаем. Точнее, сводим к нашим собственным возможностям. Даже в маленьком Приднестровье трудно побывать прямо-таки в каждом населенном пункте, сказать, что видел абсолютно все (я, признаться, и не встречал таких людей). Журналисты, экскурсоводы лишь приподнимают завесу. Но как знать, мимо чего прошел. Не начинается ли все самое интересное после отбытия корреспондента?
Вот и с Рашковом так. Я много раз бывал в этом месте, теперь уже – архипопулярном. Но всякий раз только глядел со стороны, осторожно прикасался… И всякий раз оставалось чувство, что не достиг, не докопался, не исчерпал.
Сегодня Рашков пользуется туристическим спросом (как минимум – на региональном уровне). Так было не всегда. Я, например, от старых путешественников, объездивших половину Союза, ни разу не слыхал слово «Рашков». Хотя и красоты, вроде бы, все были те же, и архитектурные жемчужины остались на прежнем месте. Дело, конечно, в изменившемся отношении: Рашков энергично презентуют. Это не значит, что полный порядок с инфраструктурой, есть качественная сувенирная продукция и так далее. Работы непочатый край – простор для художников, историков, археологов, реставраторов, представителей туристического бизнеса…
Лишь в самое последнее время в селе стали «консервировать» наиболее ценные исторические объекты. В их числе старинная синагога, а с недавних пор и Покровская церковь.
В минувший уик-энд Рашков стал местом проведения круглого стола, посвященного развитию туризма. Мероприятие получилось неординарное уже хотя бы потому, что проводилось в сельском ДК. Участникам был предоставлен транспорт. Но все равно, согласитесь, проехать в одну сторону около 150 км – в некотором роде испытание. Среди участников – путешественники и краеведы, представители целого ряда наук, общественных организаций и масс-медиа.
Обязанности модератора принял на себя руководитель «Поднестровского историко-географического общества» Александр Горносталь. Александр известен своими хронологическими изысканиями. На сей раз наш коллега представил посвященный Рашкову проект, а заодно выступил в роли гида-экскурсовода, участника археологических раскопок на территории Покровского храма.
Полуразрушенная церковь, одна из узнаваемо-рашковских достопримечательностей, закономерно оказалась в центре повествования, а затем – в ходе прений.
В октябре-ноябре этого года близ стен церкви и внутри храма проводились раскопки. Ученые выяснили, какие здесь залегают культурные слои. Сначала даже прошла информация, будто обнаружены сгоревшие остатки деревянной церкви, стоявшей, как полагали, в XVIII веке на месте каменной. Логично было предположить, что культовое сооружение пострадало во время одного из татарских набегов. Однако дальнейшие изыскания не подтвердили изначальных доводов. Теперь считается, что обнаружены следы сразу двух пожаров, один из которых произошел задолго до появления на исторической арене татар, еще, скорее всего, во времена трипольцев, второй – относительно недавно, в ХХ веке.
О первичных результатах раскопок сообщил кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник НИЛ «Археология» Приднестровского госуниверситета Сергей Разумов. Археолог продемонстрировал слайды, иллюстрирующие процесс исследования, объяснил, что было обнаружено.
А находки, и верно, уникальные. Достаточно сказать, что в самих стенах церкви, внутри храма и поблизости от него найдены плиты с христианской символикой и письменами на старославянском. Исследованы погребения XVIII века. Все указывает на то, что на территории церкви свыше двух веков тому назад существовало кладбище (возможно, оно выросло вокруг деревянной церкви, или же сама церковь, предшественница каменной, построена на месте более древнего погоста). Собран внушительный нумизматический материал – средневековые монеты Венгерского Королевства, Речи Посполитой, Османской империи.
Но и на этом экскурс в глубь времен не заканчивается. На том же холме, где стоит Покровская церковь, найдены фрагменты трипольской керамики, статуэток – свидетельства того, что приблизительно в третьем тысячелетии до нашей эры здесь жили представители энеолитической культуры. Возможно, само место имело культовое значение (как тогда, так и теперь).
Покровская церковь, как видим, а вместе с ней и холм, возвышенность, служат капсулой времени, сохранившей в себе артефакты из более ранних времен. И это мы еще только делаем первые шаги, отмечают исследователи.
О Рашкове с полным на то основанием можно говорить как о перекрестке миров. Существенный вклад в историю и культуру населенного пункта внесли поляки, армяне, евреи… Отсюда повышенный интерес, который проявляют к сохранившимся памятникам члены диаспор. В селе два больших еврейских кладбища, католическое (польское) и православное. Интерес со стороны паломников из Израиля, хасидов, проживающих на территории постсоветского пространства (Рашков считается одним из исторических центров хасидизма), постоянно растет.
В наиболее древней части православного кладбища сохранились каменные кресты начала ХIХ столетия. Под ними обрели покой наши предшественники, жившие еще во времена турок и татар. Надпись на одном из монументов повествует об отставном солдате Василии Черном, прожившем 112 лет.
Хронологического разрыва между восемнадцатым, наименее изученным, и девятнадцатым столетием нет. В Рашкове и теперь живут потомки тех, кто застал Покровскую церковь действующей. Участники круглого стола единодушны: в селе, или даже на территории сопредельных сел, должен быть создан единый историко-природный комплекс, заповедник, парк.
Таково самое общее направление (можно считать его основой принятой резолюции). Отдельные моменты, безусловно, требуют доработки. Сама историческая картина оставляет множество вопросов. Так, археологи и архитекторы не сошлись во мнении относительно датировки храма. И если первые утверждают, что церковь не могла быть построена ранее второй половины восемнадцатого столетия (в силу того, что в погребениях под ней найдены монеты этого времени), то архитекторы, со своей стороны, указывают на наличие в храмовой архитектуре деталей, более характерных для предшествующего периода.
Возникшая дискуссия, на наш взгляд, только подчеркивает многоплановость такого явления, как «Рашков». А есть еще одна грань, легендарная. Тут и литовский Калаур, и печальная история Руксанды, жены Тимофея Хмельницкого. Образ населенного пункта возникает на страницах романа Генрика Сенкевича «Пан Володыевский». Допускаю, что в перспективе мы получим доселе неведанную литературную грань, романтическую, как у Сенкевича, мистически-мерцающую, как у Стокера или Кинга, а может быть – сатирическую, жизнелюбивую, в духе Бабеля или же незабвенных авторов «Двенадцати стульев».
Николай Феч.
Фото автора.