Уличная культура может быть высокой
Впервые я услышала его, когда летом с полными сумками вишни для закатки шла с «Зелёного рынка».
Вместе со мной шёл дождь, и мне хотелось скорее спрятаться под козырьком остановки. Как вдруг откуда-то музыка и голос. Остановилась, осмотрелась – прямо под дождём стоит парень, ну почти ещё мальчишка, с гитарой, играет и поёт «Летний дождь» Игоря Талькова. Поёт так, что мурашки по коже. Вот тут, посреди города, суеты и дождя – такое вот откровение.
Будний день, люди на работе, а я в отпуске с вишней для закатки. Стою перед этим мальчишкой-парнем, таким непохожим на других уличных музыкантов, которых мне доводилось встречать в последнее время на улицах города. И дело не только в том, что поёт хорошо – так, что хочется слушать и слушать. А в том, что поёт искренне, талантливо, о чём-то своём, сокровенном и одновременно о понятном многим, таким, как я. Одна за другой проезжают мимо маршрутки, которые могли забрать меня из-под дождя и отвезти домой, но я стою и слушаю. Одну песню за другой. А потом ещё и ещё. И всё говорю себе: «Ещё одна, и пойду». Но остаюсь снова и снова.
Позже я встречала его на улице опять. И не раз. В других локациях, с разным репертуаром и в окружении других музыкантов. И вот прошёл почти год, как случилось моё интервью с Радомиром Тимощуком. Видимо, время пришло… Мы стояли перед кинотеатром «Тирасполь» у большого фонтана и беседовали. С Радомиром был его друг Всеволод Кавковский, тоже музыкант. Микрофон, музыкальные инструменты и колонка – тут же. Взрослые люди, проходящие мимо, с любопытством задерживались, чтобы понаблюдать за происходящим, девушки и молодые люди перешёптывалась о том, что знают «этого парня с гитарой», слышали, как он здорово поёт…
Радомир в этом году поступил в ПГУ на филфак. Всеволод – друг и единомышленник – учится на медицинском. «С Севой мы отлично ладим, потому что наши музыкальные вкусы совпадают, как и наши цели, – делится Радомир. – Кто-то мечтает заработать денег, а наша главная цель – делать музыку». Радомир скромен, не выпячивает себя, напротив, старается «продвинуть», в первую очередь рассказать о приятеле. Ещё вокалист сам пишет тексты для песен, но пока делится ими только с самыми близкими, так как считает, что они ещё «не доросли», чтобы быть представленными широкой публике. Эти качества – умение дружить и требовательность к себе и даже некая склонность к творческому самокопанию – располагают к парню, заставляют его уважать.
Сейчас Радомиру – 18. А выходить на улицы города с гитарой он начал, когда ему было всего 15 лет. Вспоминает: был конец июля, он уже месяцев восемь учился играть на гитаре, знал песен пять, и ему захотелось испытать свои умения на публике. Для смелости он взял с собой приятеля и с одной только классической гитарой старшего брата вышел. К магазину «Еврооптика» в центре Тирасполя, где собиралась тогда творческая, увлекающаяся музыкой молодёжь. «Мой первый раз был удачным, потому что я заработал целых 33 рубля, – улыбается музыкант.
– Помню, как был этому рад. Потом оказалось, что уличные музыканты могут зарабатывать и больше. Но и сейчас, и тогда я делал акцент не на деньгах, а на том, насколько хорошо удаётся отыграть, спеть и этим поднять настроение людям. И если ты делаешь своё дело от души, то люди это чувствуют и останавливаются послушать, разделить с тобой свои мгновения жизни».
Первый опыт оказался удачным, и скоро Радомиру снова захотелось выйти на улицы с гитарой. Он взял в аренду оборудование, а через время на заработанные деньги смог уже купить и аппаратуру, и гитару. Думая о тех, кто любит музыку, парень не забывает и о тех, кому музыка может мешать. «Мы всегда стараемся выступать подальше от жилых кварталов, а также регулировать громкость, – рассказывает он. – Но в будущем вообще планируем уходить с улиц – в залы, на сцену. Такой опыт у нас уже есть, мы играли в «Кино под открытым небом», в молодёжных клубах. А те деньги, которые сейчас зарабатываем, вкладываем в своё будущее: берём частные уроки вокала. Каждый день я стараюсь повышать свой уровень мастерства. Слушаю себя в записи и потом корректирую».
Семья Радомира с музыкой на «ты». Старший брат – музыкант, а мама сама отлично поёт. Они его поддержка, они же его рецензенты. «Мама мне говорила как есть: что я пою плохо, – улыбается мой собеседник. – Меня, конечно, это тогда обижало, и я даже подумывал забросить музыку. Но я настолько люблю это дело, что проходило несколько дней, и я снова брал гитару и шёл на улицы. А ещё стремился доказать, что могу лучше. Для этого тренировался по 6 часов в день, смотрел уроки по Интернету, выполнял вокальные упражнения. Критика меня стимулировала. И однажды мама сказала: «Уже хорошо». Я был счастлив». Спрашиваю, что он думает о возможности попадания на шоу «Голос», и слышу ответ: «Лет в 15 мне казалось, что я хорошо звучу, а сейчас, когда переслушиваю себя в записи, понимаю, что мне ещё работать и работать. Половина пути к профессионализму у меня впереди. Время пока не пришло».
Песни, которые выбирает для исполнения Радомир, непременно должны ему нравиться. Современные они или еще советской поры. Предпочитает сложные музыкальные композиции: любит всякий раз брать новую высоту. В его плейлисте есть и классическая музыка, и рок. «Важно, чтобы текст был глубоким, душевным, – признаётся наш герой. – Чтобы не стыдно было его исполнять. Чтобы хотелось донести смысл до слушателей. Это моя планка на сегодня. Что же касается будущего… Самое плохое, что может случиться, – если я заброшу музыку и буду каждый день ходить на какую-нибудь нелюбимую работу. А вот если моё хобби перерастёт в настоящее дело, я буду счастлив».
Татьяна Астахова-Синхани.
Фото Виктора Громова.