17.2 C
Тирасполь
Четверг, 9 мая, 2024

Популярное за неделю

От поля до прилавка

Парканский мясо-молочный комбинат, узнаваемый в нашей республике под торговой...

Битва за победу

Когда говорят о подвиге, совершённом отцами и дедами в...

Улицы ПОБЕДЫ

Улицы, названные в честь героев Великой Отечественной войны… Они...

Кролики, голуби и все, все, все…

По-весеннему зелёные, уютные аллеи парка-памятника им. Д.К. Родина в...

Собеседник из Лунги

Коллега из «Адевэрул нистрян» познакомила меня с удивительным человеком: в селе Лунге (ныне – микрорайон Дубоссар), в церкви Покрова Пресвятой Богородицы вот уже приблизительно три года служит отец Валентин. «Ты обязательно должен пообщаться с пэринтеле», – сказала Лиля, и я прислушался к ее совету.


Протоиерей Валентин Лазарев, и правда, оказался на редкость ценным собеседником. В моих глазах это и есть настоящий сельский батюшка, хлебосольный, трудолюбивый, наблюдательный. Уже при одном взгляде на построенную, вернее, достроенную им церквушку и посаженные вокруг цветы на душе становится тепло. Жители Лунги знают, как изменилось неприметное, приземистое, впрочем, еще дореволюционное строение, некогда служившее и пекарней, и средней школой.

С приходом в приход (уж простите за тавтологию!) отца Валентина всё пришло в движение. В минувшем году на колокольню установили купол и крест. В октябре нынешнего заменили кровлю. А недавно появились деревянные колонны в народном стиле, в полной мере отражающие батюшкину любовь к традициям, молдавской архитектуре. Так и вижу сельскую усадьбу первой половины минувшего века, а то и раньше.

При самой церкви отец Валентин соорудил добротный краеведческий музей. Полагаю, до систематизации и, так сказать, описательной части пока дело не дошло. Но всё равно впечатления самые яркие (иные экспонаты не встретишь и в куда более крупных собраниях). Это, скорее, капсула времени – всё то, что дорого сердцу, что окружало с малых лет.

Детство Валентина Лазарева прошло в Михайловке Рыбницкого района: здесь его корни, уходящие, по-видимому, в девятнадцатый век. Лазаревы, Яковлевы, Гилка – все эти распространенные в селе фамилии так или иначе связаны с биографией героя публикации.

Фамилия Гилка мне хорошо знакома. В рамках проекта «Имя на камне» группа исследователей изучила погост в Михайловке. Расположен он чуть ли не посреди леса. Старый участок порядочно зарос (похоже, отец Валентин один из немногих, кто наводит там порядок). Места настолько глухие, что изначально, попав туда, мы и вовсе не могли понять, почему село так далеко.

Но, как потом выяснили, старая Михайловка находилась значительно ближе, если спуститься у самого Днестра. Людей отселили в период строительства Дубоссарской ГЭС. Примерно в те же годы взорвали церковь.

На погосте остались мощные, без малого двухсотлетние монументы. А один и вовсе превосходит все мыслимые, характерные для данного периода пропорции. Именно здесь, в Михайловке, некогда стояла высоченная шестиметровая колонна, увенчанная крестом.

К сожалению, в итоговый текст книги «Имя на камне» вкралась ошибка. В ней авторы отмечают, что колонна, скорее всего, была взорвана в 30-е (изначально в телесюжете предположили, что ее повредили «черные копатели»). Составные части памятника, фрагменты несколько вытянутой цилиндрической и прямоугольной формы и теперь разбросаны в радиусе нескольких метров. На одном – надпись, свидетельство о том, что колонну установили Феодосия, Марьяна, Александра, Иустиния «и чада их» в память об отце и деде Симеоне Гилке, умершем в 1840 году.

Так вот, именно отец Валентин помог найти оплошность. На самом деле, обелиск стоял на своем законном месте еще в 90-е, о чем хорошо знают в селе. У батюшки сохранилась цветная фотография, где двое мальчишек сфотографированы на ее фоне.

С большим и, похоже, в свое время весьма состоятельным родом Гилка отец Валентин связан по линии матери. Харитина Гилка (предположительно 1895 г.р.) – его прабабушка. Почти такую же колонну установили и прапрабабушке Марии. Причем второй памятник тоже пострадал.

А вот наша версия относительно работы «черных копателей» оказалась небезосновательной. По словам священника, таковые действительно пытались извлечь из земли какие-то драгоценности, нисколько не переживая, как видно, по части нравственной стороны дела.

Мой собеседник воспринимает как большую личную боль судьбу сельских погостов. Далеко не все из них уцелели. Десятки были снесены в советские годы. Иные затоплены в ходе строительства Дубоссарского водохранилища. Но акты вандализма совершают и в наши дни. Двухсотлетние плиты и кресты порой сваливают в кучу, относят куда-нибудь к забору, «чтобы не мешали». Отец Валентин всем говорит: «Есть необходимость – слегка отодвинь, поставь рядом, но не убирай совсем!». А как иначе? Ведь камни с символами и именами – прямое указание на конкретных людей, наших предшественников…

Протоиерей Валентин Лазарев старательно изучает, собирает по крупицам историю семьи, села, церкви, некогда находившейся в Михайловке. Увы, о каменном храме известно на редкость мало. Когда и кем построен – неизвестно. С определенностью можно сказать лишь то, что в начале ХХ века он уже стоял. За сто лет до этого, в начале ХIХ столетия, в селе действовала другая, скорее всего плетневая церковь, закрытая по причине ветхости. Затем приход размещался в Гармацком, потом – в Михайловке.

Возможно, наша версия о «взорванной колонне» и служит неким сильно искаженным отголоском реальной истории про взорванный храм. Известно, что в 30-е и позже – в 50-е годы прихожане героически оберегали культовое сооружение, за что в годы репрессий десятки человек поплатились жизнью. В числе «церковников» у храма дежурил и Петр Лазарев, прадед отца Валентина. Он был старостой. Исключительно обманным путем (народу сказали, что церковь сносить не станут) властям удалось избавиться от активистов. Церковь взорвали. Реликвии поручили вывезти на телеге и сжечь за селом комсомольцу Матвею Гилке. Но тот спрятал их в овраге (местные называют его «Рыпа луй Борш»). А потом перенес к себе на чердак, где скрывал много лет. Гробница для плащаницы, хоругви и иконостасная икона святого Павла уцелели. Сегодня реликвии из более не существующей Михайловской церкви находятся в Лунге, в храме Пресвятой Богородицы.

Традиция – вовсе не абстракция, а живая, благодатная связь поколений. И дело даже не в том, что отец Валентин сохраняет историю, обычаи, ткет ковровые дорожки, сам печет калачи, проводит посиделки-«шезэторь». Дело в самом духе, православном мировосприятии, чувстве родной земли, которые мы обязаны передать детям.

Приняв духовный сан 27 лет назад, отец Валентин успел послужить в селах Дубово, Роги, а теперь в Лунге. Его отношение к вере, к жизни прихода передается пастве. По субботам, воскресеньям и в праздничные дни здесь, в сравнительно небольшой церкви становится многолюдно. Но батюшка и вообще без дела не сидит: окормляет, ремонтирует, строит, увлеченно накапливает материал для музея, принимает гостей и уже целые экскурсии…

Я думаю, всё же, как бы ни была удивительна его коллекция, интереснее всего сам пэринтеле Валентин. Вот этой своей увлеченностью, живым умом, энергичной натурой, неподдельным, искренним вниманием к собеседнику.

P.S. Или мне это только показалось, или, и правда, недавно возведенная колокольня в Лунге напоминает очертаниями колокольню взорванной Михайловской церкви? К слову, она была тоже Покровской.


Николай Феч.

Фото автора.

Предыдущая статья
Следующая статья

Новые статьи

9 мая – День Победы

Уважаемые ветераны Великой Отечественной войны, дорогие приднестровцы! Поздравляю вас с...

Так далеко. Так близко

Эти дни из прошлого уже века, первой его половины....

От экономики до соцзащиты

На очередном заседании высшего исполнительного органа власти было рассмотрено...

Одним абзацем

♦ Председатель Правительства с супругой приняли участие в пасхальном...

О развитии экологического туризма

В Правительстве утвердили комплексный план развития экологического туризма в...

Архив