Григория Ивановича ещё при жизни прозвали бессарабским Робином Гудом. А можно сравнить его и с Устимом Кармалюком, и с народным героем Шотландии Уильямом Уоллесом. Всё это, как минимум, говорит о незаурядной личности нашего земляка.
«Так это же Котовский!..» – поют рок-музыканты из группы «Запрещённые барабанщики». Таково свидетельство неослабевающего интереса к фигуре «гайдука», комбрига и комдива в массовой культуре. Относительно недавно на экраны вышел одноимённый российский телесериал, где молодого героя сыграл Владислав Галкин (это была одна из последних его работ).
В наши дни, пересматривая былые идеологические штампы, модно смотреть на Котовского как на «бандюгана». Таким образом, переоценка ценностей всё же состоялась. Однако любителям такой трактовки стоило бы напомнить: историческая картина не пишется одной краской. Что-то заставило народ заинтересоваться данным персонажем. Легенды о нём и теперь бытуют среди потомков котовцев, участников гражданской войны.
Что касается Приднестровья, в нашем случае Григорий Котовский, освобождавший Одессу и Тирасполь от бандформирований и интервентов, сыграл ещё и роль инициатора создания первой приднестровской государственности (в 1924 году). Об этом можно прочесть и в издании «ПМР. Хроника основных событий», и в «Энциклопедии ПМР». Достаточно сказать, что на его похоронах присутствовали С.М. Будённый, А.И. Егоров, командующий войсками Украинского военного округа И.Э. Якир. Имя Котовского присвоили партизанскому отряду в период Великой Отечественной войны.
В 1991 году в столице ПМР был открыт музей штаба кавалерийской бригады Котовского. Обосновался он в историческом здании на перекрёстке улиц 25 Октября и Коммунистической (ныне Манойлова). Одноэтажный дом, крытый черепицей, уже тогда, свыше тридцати лет назад, казался пришельцем из другой эпохи, одиноко стоявшим у перекрёстка, словно подхваченным «ладонью» шестнадцатиэтажки.
Увы, состояние архитектурного сооружения стремительно ухудшалось. Примерно с 2010-го проходили дискуссии о целесообразности сохранения штаба-музея. Были те, кто предлагал снести ветхое здание. За его сохранение тогда выступил Президент ПМР Игорь Смирнов, поддержанный историками, архивистами, общественниками.
По факту, свыше десяти лет, если не больше, объект находится в аварийном состоянии. В 2017-м экспозицию (в сокращённом виде) разместили в Тираспольском объединённом музее.
С тех пор положение бывшей гостиницы «Париж» (она-то и послужила Котовскому штабом) лучше не стало. Всем очевидно, что просто взять и снести дом нельзя – он находится в Едином государственном реестре недвижимых объектов культурного наследия ПМР, относится к памятникам истории и охраняется государством. Форма собственности – муниципальная.
На днях состоялась встреча представителей общественности с главой государственной администрации Тирасполя и Днестровска Олегом Довгополом. Среди неравнодушных – историки, краеведы, художники, сотрудники музеев, члены Международной ассоциации работников культуры и искусства (МАРКИС).
По словам Олега Довгопола, экспертиза показала, что состояние объекта крайне плохое, ремонту он не подлежит. Как вариант, можно после сноса на том же месте отстроить точно такое же, сохранив изначальный облик.
Ввиду того, что музей в современном виде неаутентичен (за минувшие сто с лишним лет облик его неоднократно менялся), историков просили найти наиболее ранние документы, фотографии. Они-то и позволят добиться максимального сходства, дабы новодел внешне (если таковой будет построен) ничем не отличался от настоящего, так скажем, был «идентичен натуральному».
Как отметила представитель МАРКИС Людмила Сауляк, практику строительства точных копий не сохранившихся по каким-либо причинам зданий применяют во всём мире, в той же России. «Новое здание также вносят в реестр, – сказала она. – Сооружение сохраняет историческую ценность», но, конечно, уже не является «тем самым», перестаёт быть свидетелем, современником исторических событий.
Как сложится судьба бывшего музея, бывшего штаба, бывшей гостиницы «Париж» в Тирасполе – покажет время.
Николай ФЕЧ.
Фото Виктора Громова.