Домой Твои люди, Приднестровье Талант на службе духовности

Талант на службе духовности

0

В последние годы в селе Окница сделано очень много по благоустройству населенного пункта. На первом плане – социальные объекты. Среди забот мирских, конечно же, не осталась без внимания сельская церковь. Деревянный храм в память о великомученике Димитрии Солунском возвели здесь еще во второй половине восемнадцатого столетия.


Затем через несколько десятилетий его сменил каменный. После революции многие годы помещение использовали под мельницу, мини-электростанцию и колхозные склады. Все это помнит Иван Кавтя – талантливый художник, который живет в Германии, но ежегодно приезжает в родное село. И не только для того, чтобы посетить милые сердцу места, но и внести свой вклад в богоугодное дело. Он расписывает сельский храм. За это время его потолок и стены украсили библейские и церковные сюжеты.

Родился и вырос Иван Кавтя в Окнице. Окончил Кишиневское художественное училище им. Репина, был членом Союза художников МССР. По специальности – художник станковой живописи. Его картины есть в национальном музее искусства Молдовы, выставляются в России и Германии. Личность творческая, неординарная и колоритная. Даже внешний вид этого седовласого харизматичного мужчины как будто говорит: «Я художник».

Впрочем, все по порядку… Возобновились богослужения в окницком храме в начале двухтысячных. А его реставрация началась семь лет назад. Разрозненные строения церкви и колокольни соединили притвором с двумя выходами на улицу. В нынешнем году к пасхальным праздникам установлен новый иконостас. В церкви тепло и уютно.

Живописное оформление стен, алтарной части и центрального купола Иван Кавтя осуществляет пятый год. Нынешний стал завершающим. В храмовый праздник, который окничане отметили 8 ноября, церковь встретила сельских прихожан в завершенном виде.

Мастер с особым трепетом относится к работе, которую выполняет в храме духовности и православия, и с удовольствием делится секретами профессионального мастерства.
«Настенная роспись оформлена в технике силикатной живописи, где основой являются минералы, а связующим веществом – жидкое стекло. Таким соединениям отдавали предпочтение в конце XIX века в Швейцарии. Грани измельченных минералов отражают свет и создается ощущение светящейся стены. В зависимости от размеров и формы частиц, а также некоторых оптических свойств можно добиться дополнительных эффектов – блеск, игра света».

По словам художника, такая техника достаточно дорогостоящая, но среди ее преимуществ – долговечность: сохраняется сотни лет, так как минеральные краски устойчивы к воздействию влаги, они не выгорают и не горят.

«Расписанные в этой технике стены «дышат», на них при перепадах температуры не собирается конденсат. Измельченные минералы способны наряду с сочными и вместе с тем мягкими для глаза и органично совместимыми друг с другом цветами давать проницаемые для света красочные слои. Через них световой луч проходит насквозь и, многократно преломляясь, создает эффекты глубины и внутренней подсветки. Такая роспись по качеству не уступает старинным фрескам. Подобного опыта иконописной росписи пока нет ни в одном храме Приднестровья и Молдовы», – с увлечением рассказывает Иван Кавтя.

Предпоследним штрихом реставрации была роспись притвора с центральной композицией второго пришествия Иисуса Христа, последним – роспись фронтона храма, на котором художник изобразил одну из библейских композиций, связанных с жизнью великомученика Димитрия Солунского.

Евангелистских сюжетов и ликов святых в этой небольшой по своим размерам церкви очень много. Среди них – образ Илии Пророка. Чем отличается от остальных? Он не вновь написанный, а восстановленный. Его изображение проявилось из-под известкового слоя на сводах храма. Иван Кавтя очистил икону, частично реконструировал и, насколько это было возможно, приблизил лик святого к первоисточнику.


Людмила МАЛЮТА.

Фото автора.

Exit mobile version