В душе – подоймянин

0

Мы запустили новую рубрику с целью высветить самые яркие и одновременно наиболее проблематичные моменты в жизни села. Рассчитываем на активное участие в диалоге читательской аудитории. Но, понятно, не всё сразу. Первый материал из этой серии получился в некотором смысле переходным от описательной «Милой малой Родины» к форме творческого обмена мыслями, суждениями…


Первая встреча из серии «Диалогов» должна была состояться в Подойме Каменского района. Автор этих строк, не мудрствуя лукаво, заранее договорился с главой сельской администрации об интервью. И встреча состоялась. Но всё пошло не совсем так, как я думал.

В коридоре сельсовета на момент появления корреспондента уже находилось человек шесть-семь. Люди писали «заявления на землю» (оформляли участки), решали, словом, насущные вопросы. Было бы неэтично с моей стороны «влезать без очереди», даже с учетом, что из всех посетителей я, наверное, был самым экзотическим. Глава администрации Виорика Васелендюк придерживалась, по-видимому, того же мнения – меня перепоручили деликатной, обаятельной Алине Михайловой, заместителю главы.

Вместе направляемся к Дому культуры. Пару лет назад, еще до ковида, я был в Подойме, заходил в ДК – там тогда шел ремонт. Вот решил посмотреть, что да как (в этом смысле диалог растянулся на годы). Оказалось, здание полностью отреставрировано по программе Фонда капвложений. Актовый зал на шестьсот мест, наружный и внутренний декор – всё на уровне. Я, впрочем, не увидел многочисленных предметов народного быта, которые наблюдал прежде. В фойе старинных вещей не так много, но, насколько я понимаю, создание полноценной краеведческой экспозиции стоит на повестке дня. В ДК уже проводят массовые мероприятия. На храмовый праздник приезжал популярный с советских лет исполнитель Ион Суручану – едва уместились все желающие из Подоймы, Подоймицы и не только (вход был свободный). Спектакль давал и Государственный театр драмы и комедии им. Аронецкой.

При Доме культуры действуют свои творческие коллективы: танцевальный детский «Сперанца», вокальный взрослый «Подоймянка». По словам директора Елены Кучук, в планах – создание детского театрального кружка, я напросился на премьеру и предложил название для юморески: «Подоймянин в гостях у подоймицанина».

Жители сел могут воспользоваться банкетным залом. Есть в ДК и современные тренажеры – оборудование, прямо скажем, впечатляет, да вот беда: нет фитнес-тренера. Ищут, вздыхают: «Хорошо бы побыстрей, а то месяц-два – и глядишь, у людей агрофитнес начнется. Не до тренажеров». Об этом и речь: мало, оказывается, сделать капремонт, установить беговые дорожки, их надлежит еще пустить в дело. Вот с секцией дзюдо, как мне объяснили, полный порядок. Занятия трижды в неделю проводит сотрудник РОВД, спортсмен Василий Мясковский. Воспитанники успешно выступают на соревнованиях республиканского и регионального уровня.

Из зала борьбы направляемся прямиком в библиотеку. Здесь хранится изданная за последние лет пятьдесят художественная литература, собраны уникальные свидетельства о жизни села, национальные костюмы («кэмашэ ку стеле» – рубашка со звездами), свадебные «короницы» (нечто наподобие кокошников), монументальные живописные полотна. На одной из картин – Григорий Котовский в полный рост. Работа Константина Китайки, крупного, заслуженного художника МССР (не стало его в 1962-м). Картина, скорее всего, специально написана для колхоза Подоймы, носившего имя героя гражданской войны. На другом полотне – народные гулянья. Автор (как выяснилось недавно, после того как картина попала в кадр телесюжета) – уроженка села, ныне проживающая в Слободзее, Вероника Лукьянюк. Обе вещи, без сомнения способные служить украшением ДК, не нашли пока достойного места на свежеоштукатуренных стенах, но, будем надеяться, найдут – произведения того стоят.

Работник библиотеки Анна Гроза оказалась бесценным источником сведений. Дело в том, что я решил провести маленький эксперимент. Взял с собой фотоальбом «Нистру» образца 1981 года выпуска. Есть там снимок: участники художественной самодеятельности с. Подойма у мозаически декорированного родника. В центре композиции – барельеф девушки с каскадом длинных волос. Я поинтересовался, не узнает ли Анна кого-нибудь из односельчан? И услыхал имена: Василий Сокол, Лилия Крикливская, Сергей Григоращук, Михаил Мендруляк. Всё это люди из плеяды всесторонне талантливых уроженцев села. В Подойме и Подоймице поют, танцуют, занимаются рукоделием, издают книги. Мне назвали имена литераторов – Василий Мазепа, Петр Дикусар (воин-интернационалист, служил в нескольких горячих точках, включая Приднестровье), Максим Михайлов (стихи начал писать еще будучи курсантом военного института, подготовил несколько сборников).

Мозаику, запечатленную на фото сорокалетней давности, мы отправились посмотреть с заместителем главы Алиной Михайловой. Место зовется в народе «Извораш». Увы, сам барельеф не сохранился. Вот и родника я что-то не приметил (вода ушла?). Разительно изменились склоны на втором плане – в лучшую сторону. На снимке 1981 года они совершенно голые, видны редкие не то кустики, не то сосенки. Зато теперь это, можно сказать, смешанный лес. В лесничестве работала бабушка Алины Валентина Павловна Васелендюк.

Итак, барельеф мы потеряли. Благо, тут же, на въезде в село появились новые достопримечательности: скульптуры, созданные участниками симпозиума «КамАрт» и самими жителями. И первые, и вторые во множестве располагаются на территории усадьбы «У Дим Димыча». Владельца Дмитрия Алексеевича Ольшанского мы не догадались заранее предупредить, что заедем, обрушились как снег на голову.

Гостевой дом расположен на живописном склоне у реки. Вид эпический: Днестр широк, излучина серебрится, на противоположном берегу видна церковь в Бурсуке, вдалеке – Жабский монастырь. Хозяин охотно вспоминает, какой путь прошел, создавая благоустроенный уголок. Еще в 90-х завез три тысячи тонн земли, посадил более четырех тысяч саженцев. Члены семьи потрудились на славу – все мастеровые, творческие. Дмитрий Алексеевич с сыном Дмитрием Дмитриевичем внесли вклад и в художественное оформление наряду с профессиональными скульпторами.

Ольшанский-старший в душе поэт. Живя на берегу, не рыбачит, ограничиваясь созерцанием Днестра в любую погоду. Я почему-то подумал, что Дмитрий Алексеевич должен писать стихи в духе сезонной лирики Басё: «Недоуменно гляжу в туманную даль// Куда подевалась церковь в Бурсуке?».

Приднестровье – край южный, посещать усадьбу лучше летом, когда берега утопают в зелени, а над рекой низко стелется ароматный шашлычный дым.

Я порасспросил Дмитрия Дмитриевича о том, какой ему видится поддержка туристической отрасли. Отвечает: главное – чтобы не мешали. А так, всё в наших руках, было бы желание.

В списке мест, которые мы собирались посетить, был дот – известный туристический объект. Мне довелось побывать на открытии, но тогда было настолько многолюдно, что внутрь не попал, всё думал, буду ехать мимо, в следующий раз обязательно… Договариваясь о встрече с главой администрации, специально про дот упомянул. Но такая уж, видно, судьба: ключ от «туристического объекта» найти не смогли, его, предположительно, не вернула прошлая экскурсионная группа. Но мы всё равно почтили память Юрия Жоры, внесшего немалый вклад в восстановление этого памятника военной истории. Мемориальную плиту разместят на стене дота в самое ближайшее время. Что характерно: родился Юрий Иванович в поселке Приднестровском Каменского района МССР (на правой стороне), в 1993-м переименованном властями РМ в Тыргул-Вертюжены.

Среди подоймянских домовладений меня особенно впечатлили, во-первых, те, что с большими теплицами, под помидоры. В ходу выражение: «Подойма и Подоймица – помидорная столица» (всего здесь в частных хозяйствах, по некоторым данным, выращивают не менее пятидесяти сортов и гибридов). А во-вторых, те, что с элементами декора в традиционном стиле. Я, признаться, нигде больше не видел орнамента с лисицей и виноградом. Образ символический: вот и с Подоймой так. Всегда есть то, что не успел посмотреть, осмыслить, обговорить с главой (Виорика Семеновна неожиданно уехала в Каменку) и так далее. Как в басне: «Хоть видит око, да зуб неймет».


Николай ФЕЧ.

Фото автора.

Exit mobile version