Домой Культура В лучах восходящего солнца

В лучах восходящего солнца

0
Михаил Ларионов. Прогулка в провинциальном городе.

Воскресным вечером Первый Приднестровский телеканал показал документальный фильм «Михаил Ларионов: в лучах восходящего солнца», снятый интеллектуально-производственным центром «Трио» во главе с заслуженным деятелем искусств Приднестровья, автором и режиссером кинокартины Натальей Голубь…

…Пятьдесят минут погружения в жизнь и творчество художника с мировым именем – и вот уже чувство сопричастности и гордости за то, что на нашей земле родился и стремился вернуться к её истокам Михаил Ларионов, полностью заполняет сознание.

Фильм разбит на пять глав, каждая из которых соответствует определённому временному периоду жизни художника. Яркий представитель искусства начала XX века, которому мир обязан появлением слов «авангард» и «лучизм», Ларионов стал первым, кто ступил на незнакомую территорию творчества и сумел добиться небывалого успеха.

Живописец, график, сценограф и теоретик искусства, известный на весь мир, Михаил Ларионов родился в Тирасполе 3 июня (22 мая по старому стилю) 1881 года в доме дворян Петровских. Здесь же он написал свои знаменитые импрессионистские полотна. В фильме удивительно чётко прослежен его путь, начавшийся на провинциальных улочках Тирасполя и закончившийся в принявшем и признавшем его Париже. Но в ленте звучат ностальгические ларионовские слова о том, как часто в своих воспоминаниях он был здесь, в Тирасполе, то у крыльца бабушкиного дома, в который, живя вдалеке, так жаждал войти и остаться, то на Покровской, то на Семёновском бульваре…

В реалистично показанном с экрана автором и режиссёром кинокартины Натальей Голубь Тирасполе конца XIX – начала XX века с его провинциальной жизнью тихих двориков вдруг формируется характер неординарный, авангардный, бунтарский, ищущий и обретающий. Жизнь и творчество художника с мировым именем тесно переплелись с историей города. Здесь написано большинство ранних работ Ларионова. И уроженец этой земли становится её гордостью, её достоянием.

О Михаиле Ларионове заговорили в начале 1900-х годов, когда он выставил свои первые работы. Пробил час, и его картины приобрёл меценат и коллекционер Иван Морозов. А в 1906 году другой меценат и театрал Сергей Дягилев пригласил его к участию в выставке в Париже.

Ларионов постоянно был в фокусе внимания, вокруг него всё время кипела жизнь, конфликты и скандалы, которые художник оборачивал в саморекламу. Помогала ему в этом коллега по творчеству и жена Наталья Гончарова, столь же яркая личность, как и Михаил. В киноленте её образу уделено немало внимания, что полностью оправдано той ролью, которую она сыграла в жизни художника.

В ленте рассказывается и о тех, с кем сталкивался художник на жизненном пути, кто сыграл заметную роль в его судьбе. Это прежде всего Сергей Дягилев, благодаря которому Ларионова «узнал» театральный мир. Это те, с кем он общался и дружил: Маяковский, Малевич, Шагал, Блок, Пикассо…

На протяжении всего фильма на экране возникают и исчезают, сменяя друг друга, полотна мастера. И всё это под звуки классической музыки в исполнении приднестровского музыканта Штефана Мунтяна, создающей нужное настроение, подчёркивающей значимость момента, точно передающей атмосферу эпохи, в которой мог появиться такой мастер, как Ларионов.

Ведь он один из первых художников, который ввёл надписи в свои картины, причём все – с глубоким смыслом. Он стал изобретателем целого направления – лучизма: художник должен писать то, что видит, а видит он лучи, говорил Ларионов. А чего только стоят ларионовские костюмы, декорации и хореография для русского балета!..

В кадре периодически появляются люди, так или иначе причастные к культурному пространству Приднестровья, которые делятся своим восприятием мира художника, дают оценку его творчеству: Илона Тюряева, Николай Дымченко и другие. Есть в фильме эпизоды, рассказывающие о том, как в Тирасполе сохраняют память о Ларионове. По инициативе депутата Верховного Совета ПМР Илоны Тюряевой проводят конкурсы рисунков и пленэры «Подражая Ларионову». В городе есть улица, носящая имя художника, установлен памятный знак, выпущена памятная монета с портретом авангардиста. А ведь Михаил Ларионов (и это тоже звучит с экрана) и сам был коллекционером: он собирал лубки, книги…

Но наибольшей ценностью, конечно же, были сами его полотна. Фильм рассказывает о судьбе картин, нелёгком пути их возвращения, согласно завещанию Михаила Ларионова, в Советский Союз. Таком же непростом, каким был жизненный и творческий путь самого художника.


Дарья ГОРИЗОНТ.

Фото: http://www.larionov-140let.tilda.ws

Exit mobile version