Домой Твои люди, Приднестровье А мы не станем памяти перечить…

А мы не станем памяти перечить…

0

Фаина Слободянская из тех, кого называют детьми войны. Я не впервые встречаюсь с людьми, на долю которых выпали суровые испытания военного времени (неважно где – на фронте или в тылу), и всегда ловлю себя на одной и той же мысли: наверное, Господь в награду за все страдания дарует им силы и долголетие.

Её детство обездолила война, юность – послевоенная разруха и голод. Она из тех, кто не увенчан лаврами победителей, но о ком очень правильно и честно написал в своё время Роберт Рождественский:

А мы не станем памяти перечить

И вспомним дни далекие, когда

Упала нам на тоненькие плечи

Огромная недетская беда.

Тревожные сквозные дни и ночи

Запомнятся навек тебе и мне.

И пусть мы были маленькими очень,

Мы тоже победили в той войне.

Фаня, Фанечка… Так ласково называли её дома. Из довоенного в памяти – счастливое детство в живописном украинском селе Черномен. Потом была война… Ровно через месяц после её начала их семью вместе с семьями других местных коммунистов эвакуировали в Ростов. Добирались долго – почти два месяца. Голодали, во время бомбёжек прятались под подводами. Помнит, как заболела одна из сестричек-близнецов (в семье было четыре сестры и брат), и матери пришлось остаться с ними в больнице. Вскоре она догнала мужа и детей уже одна с потухшими глазами и детским одеяльцем под мышкой…

К этому времени немцы уже были под Ростовом. Эвакуированных на товарняке отправили в Сталинград. 7 ноября, вспоминает Фаина Емельяновна, там уже выпал снег (в Москве в этот день проходил знаменитый парад, участники которого с Красной площади уходили на фронт).

До конечного пункта – хутора Бутырки Сталинградской области – они добирались на пароходе по Волге.  Здесь полуголодные, быстро повзрослевшие дети сражались за победу на колхозном фронте. Не в силах скрыть волнение, Фаина Емельяновна вспоминает, как приходилось пахать, сеять и убирать хлеб.  Как она, худенькая, щуплая, справлялась с непослушными лошадьми и быками, как плакала от бессилья, совсем не по собственной вине допуская «огрехи», и как, не делая скидки на возраст, ругал её за это отвоевавший своё колхозный бригадир-инвалид.

Довелось Фане и окопы рыть, и слабыми детскими руками доить коров, и мазать печи местным жителям, зарабатывая стакан молока для больной матери. До сих пор помнит она казавшийся тогда таким неимоверно вкусным военный хлеб – 200 граммов на человека в сутки…

«Когда я смотрю фильм «Вечный зов», – говорит Фаина Емельяновна, – мне кажется, что некоторые его кадры взяты из моего далёкого военного детства».

Наступил победный май. Семья возвратилась в родное село. Искалеченным, но живым вернулся с фронта отец. Казалось бы, все мучения остались позади, но судьба приготовила измученным войной людям ещё одно испытание – голод 1946-го. Они выжили…   Понемногу жизнь налаживалась. Фаина решила пойти по стопам отца, который учительствовал в местной школе, и поступила в Бершадское педучилище. Однако педагогике себя не посвятила. Вышла замуж, переехала с семьёй в Каменку и много лет проработала экономистом в райсовете. Она с гордостью рассказывает о своих сыновьях – Леониде и Семёне, которые подарили матери 6 внуков, а те в свою очередь порадовали бабушку 10 правнуками.

Привыкшая с детства к труду, Фаина Емельяновна и сегодня, несмотря на почтенный возраст, не может сидеть без дела: в огороде справляется, на кухне хозяйничает. И в свои 90 с удовольствием угощает гостей знаменитой фаршированной рыбой и непревзойденными по вкусу штруделями.

Л. ЛУПАШКО, г. Каменка.

Фото автора.

Exit mobile version