На недавнем совещании в минсельхозприроды довелось услышать разговоры бизнесменов. Люди, которые занимаются производством продуктов питания, всерьез обеспокоены зимней погодой. Точнее, ее отсутствием. Ни снега, ни дождя – ни у нас, ни в Карпатах. «В пустыню превращаемся», – мрачно пошутил кто-то.
Конечно, до Сахары нам еще далеко, но с водой этим летом будет непросто. А значит – будут дополнительные сложности у сельхозпроизводителей. Государство, конечно, идет навстречу аграриям – например, взяло на себя большую часть расходов по подаче воды для полива.
Но если не будет самой воды, то деньги не помогут. Вода – не уголь, который можно привезти. Никаких грузовиков не хватит.
– В прошлом году на те площади, что есть, мы подали более 24 миллионов кубометров воды, – говорит Иван Ботя, генеральный директор ГУ «Приднестровские оросительные системы». – А поскольку наши крупнейшие водопользователи в ближайшей перспективе собираются увеличивать производство, значит, и нам придется расширять площади орошаемых земель.
– Но государство же вас как-то поддерживает?
– Конечно. Отремонтировали здания насосных станций, закупили арматуру больших диаметров. Сейчас ведем восстановительные работы на крупнейших водозаборах, которые обеспечивают полив половины всех орошаемых земель, и ряд других работ по восстановлению и подготовке гидроэлектросилового оборудования, самотечных и напорных трубопроводов к новому поливному сезону. Все эти объемы работ производятся за счет государственных (поддержка АПК) и собственных средств.
Государственное учреждение «Приднестровские оросительные системы» создано в 2012 году. Состоит из 3 филиалов (Тираспольский, Григориопольский, Рыбницкий). В ГУ работает 676 человек, 85 насосных станций, 386 км напорных трубопроводов, 51 км открытых каналов. Только за 2019 год силами предприятия был обеспечен полив 12,8 тыс. га – почти 20% от всех орошаемых площадей страны.
Впрочем, проблем у приднестровских оросителей столько, что любая помощь будет нелишней. Невысокая зарплата, как следствие – нехватка специалистов (особенно энергетиков и сварщиков). А многие из тех, что есть, уже в предпенсионном возрасте.
Плюс оборудование. Трубопроводы, задвижки, насосы и другие агрегаты давно уже выработали ресурс. Централизованного снабжения нет, и поэтому мелиораторам приходится буквально творить чудеса, чтобы выйти к поливному сезону в 100% готовности.
И плюс другое имущество. На балансе ГУ «Приднестровские оросительные системы» числятся совершенно непрофильные активы – дороги, линии электропередачи и прочее. И предприятие обязано тратить свои финансы на поддержание этого имущества в рабочем состоянии, а денег и так не особенно много.
– Тут нужно отметить еще один момент, – говорит Иван Ботя. – Наш регион относится к зоне рискованного земледелия. То есть необходимость долговременных инвестиций подтверждает сама природа. Сегодня особое внимание и предприниматели, и государство уделяют овощеводству. Но эти культуры требуют регулярного полива, то есть и нам работы будет больше. И она будет сложнее – нужно реанимировать насосные станции, которые не работали много лет. Поэтому крайне необходима поддержка и со стороны государства, и частных лиц (водопользователей).
А вот с этим уже сложнее. Неплатежи – это еще одна проблема приднестровских оросителей. То есть воду пользователи получают так, как написано в уставе ГУ – своевременно и бесперебойно. А вот платить за нее – тут начинаются сложности. А ведь если потребители не рассчитаются за то, что получили в прошлом году, то в этом оросители/мелиораторы просто не смогут подготовиться к сезону. И тогда сами неплательщики останутся без урожая.
– И что «Приднестровские оросительные системы» делают для решения этой проблемы?
– Уже готовы письма-напоминания от минсельхозприроды…
– А в суд почему не подаете?
– Мы работали с некоторыми неплательщиками через арбитражные суды и соответственно выигрывали дела, но в основном мы нацелены в первую очередь на сотрудничество. Понимаем, что сельскохозяйственный бизнес – дело непростое, поэтому стараемся все-таки договариваться. Ну если не поможет, тогда, конечно, выбора у нас не будет.
– Все-таки будем надеяться, что наши водопользователи окажутся все-таки сознательными людьми и до суда дело не дойдет. Но есть еще самый главный вопрос. Будет вода на наших полях?
– Будет вода в Днестре – будет и на поле. Все, что от нас зависит, все, что возможно, – сделаем. Без воды не останемся.
Сергей ИРОШНИКОВ.