К пожару нельзя быть готовым. Это всегда неожиданная и экстремальная ситуация, а для кого-то и бедствие. Чаще всего загорается что-то из-за неосторожного обращения с огнем, однако не менее редки и поджоги намеренные. Особенно странно, когда люди делают это из хулиганских побуждений – посмотреть, что будет?
На этой неделе в столице произошло несколько возгораний. У входа в парк культуры и отдыха «Победа» рано утром загорелся автомобиль Renault, сообщает МВД ПМР. Это увидели водители проезжавших мимо машин и вызвали пожарных. Дежурный расчёт СВПЧ-1 быстро локализовал огонь. Сгорело заднее колесо, крыло и боковое стекло иномарки. Пламя повредило блок задних фонарей стоявшего рядом авто. По всем видимым признакам инспекторы госпожнадзора склоняются к версии, что имел место факт поджога автомобиля.
В то же время в парке некто поджег три мусорных контейнера около фонтана. Огнеборцы справились с огнём в течение минуты. На деревья и кустарники пламя не перекинулось. И в этом случае обнаруженные на месте происшествия улики указывают на то, что был совершён поджог.
Но и это еще не все. В тот же день, 28 января, только вечером, загорелся заброшенный дом по улице 95 Молдавской дивизии. Предположительная версия – неосторожность при курении. На месте происшествия найдены остатки пачек сигарет. Что касается двух первых возгораний, столичные милиционеры ищут злоумышленников.
Мы не станем играть в детективов и искать связь между этими тремя инцидентами. Возможно, все они совершены разными людьми, а возможно, и нет. Однако горожане, особенно пожилые люди, немало обеспокоены случившимся. Более всего вызывает недоумение поджог пластиковых мусорных контейнеров. Это очень похоже на «шалость» несовершеннолетних – если подобным занимаются взрослые люди, то им явно стоит провериться у психиатра. Виновников на момент написания материала не нашли – а если такое будет происходить каждый день и в каждом районе, где есть пластиковые контейнеры? Флегматически настроенные граждане скажут: подумаешь, какая шалость! Однако, если это действительно сделали подростки, становится не по себе за их будущее. Что они подожгут в следующий раз?
А потом их родители скажут, что сожалеют о содеянном. Но чем неискренне сожалеть, может быть, лучше предупреждать хулиганство с детства? Вообще у злоумышленников налицо такой диагноз, как пиромания. Это расстройство импульсивного поведения, выражающееся в неодолимом болезненном влечении к поджогам, а также в сильной увлечённости наблюдением за огнём. Такой человек, наблюдая за пожаром, проявляет любопытство, испытывает радость, удовлетворение или облегчение. Он никогда и ничего не поджигает ради материальной выгоды, для сокрытия преступлений, как выражение общественно-политического протеста. Так что, когда нарушителя (или нарушителей) поймают, предлагаем отправить их на месяц-другой «на отдых» в психиатрический диспансер, а потом уже привлекать к ответственности. Возможно, это и избавит человека от мании поджигать мусорные баки.
В 2000-е годы, время расцвета молодежных субкультур в Приднестровье, существовали здесь и всяческие панки и скинхеды (правда, потом выросли, начали принимать душ и стирать собственную одежду), которые также «развлекались» поджогами. То было временем достаточно наивным, но сейчас, в 2020 году, понять мотивы поджигателей очень сложно.
Любой город нередко сравнивают с одним большим организмом. Банальное сравнение, но от того, как работают сердце, печень, поджелудочная или щитовидная железа и другие органы, этот организм, собственно, и зависит. Если кого-то прельщает звание вирусов и вредных бактерий города, то стоит им напомнить: существуют лекарства, которые рано или поздно подействуют. И даже сальмонеллу вылечить достаточно просто. А что уже говорить о поджигателях!
Отличная возможность исправить хулиганов – общественные работы. Наша газета может даже поспособствовать в их исправлении и в деталях рассказать их историю. Помните, как в приключениях Шурика, – «на пятнадцать суток»? «Организация сбора вторичного сырья и отходов» – этот вид работы отлично подойдет для поджигателей.
Андрей РАДЛОВСКИЙ, г. Тирасполь.