Домой Общество Возвращение в Ташлык, или Один день без гаджетов

Возвращение в Ташлык, или Один день без гаджетов

0

На открытом уроке в Тираспольской гуманитарно-математической гимназии трое гостей, один из которых – археолог, второй – фотограф, а третий – журналист, рассказывали детям, сколь удивительна и прекрасна наша земля, как много тайн она скрывает и как сильно ждет, чтобы мы, наконец, обратили на неё внимание.

Наш рассказ, несмотря на то, что был он подкреплен фотоснимками, дети восприняли с недоверием: земля как земля, природа – как везде, вдобавок местами сильно замусоренная. И дети по-своему правы – дети вообще очень проницательны. Отношение соотечественников к нашему общему дому оставляет желать лучшего. Причем проявляется это не только в крайне низкой экологической культуре. Проявляется в скептическом отношении к самим себе. Вот и тянет посмотреть заморские достопримечательности, притом что своих толком не видели и не знаем. Жаль, что  восторги по поводу «как у них там чисто» остаются без надлежащего вывода.

А как хотелось бы научиться ценить то, что имеем.

 

 

 

Легко ли быть романтиком?

Такой вопрос никогда не задают себе люди с практическим складом ума. Мы же, романтики, знаем, как тяжело жить, когда все вокруг считают тебя… романтиком. Вот и ваш покорный слуга порой сам чувствует, что, призывая читателя обратить взоры к родному краю, начать «путешествовать по Приднестровью», требует невозможного. Людям хочется чего-то эдакого, «статусного». А красота, которая во всем, но которую ещё нужно постараться разглядеть, их мало интересует. На все наши аргументы у них всегда наготове один: нас, романтиков, что бы мы там ни говорили, не нужно принимать всерьез.

Но не все знают о том, что, объединившись, романтики горы могут свернуть. Так, совсем недавно, прямо на глазах у современников, как всегда обремененных заботами о хлебе насущном и, в целом, занятых куда более важными вопросами, было сделано грандиозное открытие, под стать открытию Америки или Трои. Мы раскопали (вытащили из-под толстого слоя скептицизма) самих себя. Как это произошло?

17 сентября 2016 года

Этот день был бесконечно ответственным для мамы ученика 4-го класса Тираспольской гуманитарно-математической гимназии Артема Ботнаря. Наталья – так зовут маму – долго готовилась к нему, собиралась с духом, настраивалась. Её можно понять: одно дело писать пространные статьи о фотопутешествиях (см. «Где живет зимняя сказка», «Приднестровье» от 8.02.2014 г.), и совсем другое, поверив в сказку, организовать в Ташлык экскурсию в составе двадцати пяти школьников и свыше десятка сопровождающих взрослых. Организовать и самой провести. «Куда-куда экскурсию?» – спросите вы. Всё правильно: в Ташлык!

Таким образом, день 17 сентября 2016 года должен быть вписан в историю как: 1) день первой в мире экскурсии туда, где, по мнению современников, ничего нет и быть не может в принципе; 2) день, когда приднестровцы, наконец, осознали, что экскурсии можно, в принципе, водить куда угодно – было бы желание; 3) день, когда два глобально-приднестровских проекта «Моя семья в истории края» и «Фотопутешествия по Приднестровью» слились воедино. Оказалось, что фактически речь шла об одном и том же.

 

Бытие или сознание?

Парадоксальным, самым неожиданным образом на примере всего лишь одной экскурсии в село Ташлык было доказано, что красот природы, достопримечательностей, туристических объектов самих по себе, без нашего к ним отношения, не существует. Судите сами: что толку показывать рояль Рубинштейна человеку, которому это неинтересно. Классическую музыку он не слушает, кто такой Рубинтшейн не знает и знать не хочет. Ему бы в кабак! Рояль «самого Рубинштейна», дуб, который рос ещё при Пушкине, для такого человека – пшик. Не более!

Из этого можно сделать и такой вывод: любой продукт нужно уметь презентовать, естественно, с учетом аудитории. Иными словами, если хочешь, чтобы иностранные туристы полюбили твой край, полюби его для начала сам и покажи миру именно то, что любишь, чтобы нас увидели (хотя бы попытались увидеть) нашими же глазами.

Если перевести на язык философии, получится: сознание определяет бытие в той же степени, в какой бытие – сознание. Всё взаимосвязано. И только в том случае, когда между этими двумя пробегает искра, можно получить ожидаемый результат.

 

Наталья

Не историк, не экскурсовод, не сотрудник управления по развитию туризма. Так почему же именно она? Каким образом мама ученика 4-го класса (классный руководитель – Наталья Валерьевна Полищук) могла сделать больше для развития туризма в Ташлыке (и не только), чем многие «специалисты»? Для меня это тайна тайн. И вместе с тем – всё предельно просто. Нужно было поверить. Она поверила, вернее, всегда знала, что место, откуда она родом, – удивительно красивое, необычное место.

Расположенный в 30 километрах от Тирасполя, у самой трассы, Ташлык, тем не менее, до сих пор оставался в стороне от проложенных туристами троп. Но если не проезжать, не проходить мимо, а задержать взор на том месте, где живешь, подумать, что вот по этой самой тропке, вьющейся по склону, ходила в церковь твоя бабушка, а до неё – пра- и прапрабабушка;  что землю эту в годы войны защищал твой дед. А до него – прадед.

Всё это нити, незримые узы, которыми мы связаны с нашей землей. Пришло время восстановить в памяти всю картину – хотя бы в масштабе одного-двух столетий. Вот и повод подходящий нашелся: написание школьной исследовательской работы на тему истории семьи и истории церкви с. Ташлык, истории края. Так работа над школьным проектом для Натальи с сыном послужила вступлением в новый мир.

 

Больше, чем туризм

На одном из Приднестровских инвестиционных форумов был представлен проект по развитию на территории нашего края экотуризма и сельского туризма. В современном мире это очень модные направления в туристическом бизнесе. Речь идет о путешествиях в места, не сильно измененные современной цивилизацией, сохранившие свой неповторимый колорит. Увы, таких мест повсеместно становится всё меньше. Глобализация и индустриализация делают свое дело. Старинных обычаев, традиций, легенд и преданий, которыми дышит земля, искать в мегаполисах бесполезно. Впрочем, как и элементарно чистого воздуха.

Приднестровцам повезло: у нас немало красивых уголков, где и воздух чистый, и природа красивая, и люди душевные. А если немного убраться на берегах Днестра, сделать акцент на сохранении исторического наследия, да ещё подумать, как можно лучше всё это преподнести, можно неплохо заработать. Так считаю не только я, романтик, так считают и авторы упомянутого инвест-проекта.

Но Приднестровье для иностранных туристов – это одно. А Приднестровье глазами приднестровцев – два в одном.  Мы и только мы должны заботиться о национальном достоянии и соответствующим образом воспитывать детей. Ибо здесь, а отнюдь не в международном признании, ключ к решению целого ряда проблем. К примеру, потребительское отношение к родной природе, пренебрежительное – к родному городу или селу не изменится после того, как ПМР станет признанным субъектом международного права.

Опыт Натальи Ботнарь как нельзя лучше свидетельствует: ключ к успеху на ниве экотуризма и само будущее Приднестровья – в наших руках.

 

Наследники

…«Икарус» остановился на подъеме, почти у самого мемориала, недалеко от школы в Ташлыке. Несмотря на то, что мемориал «сельский», на нем установлены бюсты сразу трех Героев Советского Союза, похороненных здесь же. Они погибли на плацдарме за Днестром у молдавского села Шерпены, за который с апреля по август 44-го велись кровопролитные бои.

На плитах выбиты имена уроженцев села. Есть среди них и родственники Натальи и Артема Ботнарь. На сельском кладбище, расположенном неподалеку, внимание школьников привлекли старые каменные кресты. Дети интересовались, сколько им лет, что обозначает крест, похожий на якорь, старались разобрать едва заметные имена и даты. «1891 год». Кто лежит здесь, под «якореобразным крестом», также именуемым «крестом с поверженным полумесяцем»? Может быть, участник русско-турецких войн? Может быть, герой? Что мы, потомки, знаем об этом? Многие ли могут похвастаться сохранившимися фотографиями прапрадеда, его боевыми наградами? Но всё это очень интересная тема для исследования – это настоящая Одиссея, с той лишь разницей, что отправляешься не вовне, а вглубь самого себя, в недра родной истории.

И дети задумались. Дети, обремененные насыщенной школьной программой и в свободное время – всевозможными смартфонами и планшетами, с живым, неподдельным интересом смотрели на старые камни.

 

Основание и вершина

Выйдя за ворота сельского кладбища, почти сразу оказались во дворе церкви. Церковь в Ташлыке удивительная. Стоит она в самой высокой точке села, на холме. Как писал фотопутешественник со стажем Александр Паламарь, «Церковь великомученика Георгия Победоносца (1829 г.) в Ташлыке, на мой взгляд, самая радостная церковь Приднестровья. Настоящая «Ода к радости». Она же одна из самых красивых. Служит здесь отец Иоанн, который охотно рассказал детям о храмовой архитектуре, истории церкви.

Мы же, со своей стороны, заметим: не нужно ехать очень далеко, искать духовный центр мира в Тибете, Гималаях… Наш центр, основа основ, наша духовная вершина – вот она, в Ташлыке. Одна из вершин. С этим храмом связаны и жизнь, и мученическая кончина иеромонаха Викентия (Кимитюка), служившего здесь в послевоенные годы и до конца пытавшегося отстоять действующую церковь. Иконы, собственноручно написанные отцом Викентием, хранятся в церкви как большая реликвия.

 

Простые вещи

Прекрасная как снаружи, так и внутри, церковь – далеко не единственное, что можно посмотреть в Ташлыке. Настоящий восторг у ребят вызвал родник. К роднику пришлось спуститься в долину. Местные жители обустроили место, установили что-то наподобие арки. Родник в Ташлыке мне лично сильно напоминает знаменитую «Панську крыницу» из Рашково. Наверное, есть и легенда, с ним связанная.

Родниковую, чуть солоноватую воду все участники экскурсии пили с большим удовольствием. Чистая, пригодная для питья вода, бьющая из земли, – разве это не чудо в наш безнадежно «техногенный» ХХI век?

«Чудом», вызвавшим бурю эмоций у детей, неожиданно оказались и самые обычные козы (страшно подумать, как бы вели себя в Ташлыке японские туристы, отродясь коз в своем Токио не видывавшие). С козами фотографировались, как с родными. Наверняка кто-то в соцсетях потом разместил и селфи с козой. А какой загадочной, под стать мегалитам острова Пасхи, показалась сделанная из камня «доисторическая» посуда. Каменные тазы и даже «ванна» (на самом деле – корыто) с отверстием для водостока, в которых жители села много лет назад стирали белье, – разве это не достойно внимания современных школьников?

С неподдельным восторгом был воспринят и колодец-журавль: на сей раз никого не нужно было уговаривать перед едой вымыть руки. Впереди нас ждал пикник.

 

Пикник

Следующим (но не последним) пунктом нашего путешествия значилась большая живописная поляна, где, по всей видимости, любят отдыхать от трудов праведных жители села. Здесь был устроен пикник. И что это был за пикник! Мама Натальи Федора Константиновна на пару с сестрой Ниной приготовили настоящие молдавские вертуты и плацинды. Здесь же были и овощи, выращенные собственноручно, и компот, собственноручно сваренный. Хочу поделиться небольшим наблюдением: хотя компот был чудесным (трех видов: из малины, крыжовника, вишни), дети, как мне показалось, пили его не слишком активно. Зато когда кто-то ненароком произнес слово «Живчик» (речь шла о лимонаде), все страшно оживились. А  плацинды с картошкой и с мясом ребята вообще называли «домашней пиццей»! Вот вам и «поколение пепси».

И ещё одно наблюдение. Одна из мам, должно быть, ещё в начале поездки, отобрала у своего чада планшет (мудрое решение!). А тут, на привале, пока одни по старинке общались, играли в футбол, другие неожиданно вспомнили о «самом дорогом и важном», ужаснувшись: «Сколько времени я уже провел без планшета?». Но всё как-то обошлось.

 

«Это всё мое, родное»

Несмотря на то, что Ташлык не избежал тенденций времени (старые дедовские ворота и заборы здесь тоже сносят, а на их место ставят безликие «евро-»), применительно к этому селу хочется почему-то употребить слово «заповедник». Таким оно кажется настоящим, цельным. Я искренне верю, что Ташлык, заставивший нас полюбить себя, способен заинтересовать и наших гостей.

Во время экскурсии дети подходили ко мне и говорили, что побывали с родителями в разных местах, но Ташлык «тоже очень красивый, в нем есть что-то особенное, родное».

Так и должно быть. Мы с фотографами приезжаем в Ташлык не первый раз, и каждый раз открываем его сызнова. Поистине, это очень необычное, многомерное село. Ко всему прочему, Ташлык – одно из немногих сел в регионе, где построена новая школа. Школа эта молдавская. На её открытии, как недавно стало известно из СМИ, в октябре текущего года планирует побывать вице-премьер России, Спецпредставитель Президента РФ по Приднестровью Дмитрий Рогозин.

 

Восхождение

Как я уже говорил, пикник не был конечным пунктом путешествия. Предстояло ещё подняться на гору, туда, где на трассе «Тирасполь-Григориополь» нас ждал автобус. Перед подъемом осмотрели несколько рукотворных пещер, где добывали известняк, из которого и построено большинство домов в Ташлыке.

Восхождение не было легким. Вдобавок к бочке меда неожиданно добавилась увесистая ложка дегтя. Хотя место казалось совершенно безлюдным, ложбина между склонами оказалась сильно замусоренной. Кому в голову могло прийти тащить мусор так далеко? Как можно было разбросать всё это здесь? О, Ташлык, с сияющей, подобно вершине айсберга, церковью великомученика Георгия Победоносца! За что?

Наконец, одолели подъем. Дети валились с ног: вымотанные, но довольные, полные впечатлений. Это была плодотворная усталось. Не знаю точно, но, думаю, в компьютерные игры в тот день уже никто не садился играть. Наигрались!

А мне запомнились лица местных жителей: с каким недоумением смотрели они на первую в мире экскурсию в Ташлык. Казалось, сельчанам в голову не могла прийти мысль, что они так популярны. Увидев такое скопление любопытного люда с фотоаппаратами, народ только дивился: «Ребята, откуда вы?». «Издалека, бабушка, – отвечали мы, – А вы готовьте места для постояльцев, скоро у вас от них отбою не будет».

Так в один день у очевидцев и участников поездки поменялась картина мира. Как оказалось, знать свою историю, любить свой край – очень даже интересно. Если интересно нам, будет интересно и другим.

 

Николай Феч.

Exit mobile version