Век жизни позади… Что произошло за последние сто лет в мире и в стране? Распад Российской Империи и образование СССР, первая и вторая мировые войны, появление телевидения, а позже – компьютера и Интернета, мобильного телефона, распад СССР и образование ряда новых государств, в том числе и Приднестровья… Это лишь малая толика событий, произошедших за сто лет. Однако намного более пестрой и яркой кажется столетняя жизнь одного человека! И о таком юбиляре наша газета сегодня расскажет – это Надежда Прокопьевна Мансерова, которая отмечает столетнюю дату 26 сентября.
Как стать долгожителем? Этим вопросом задаются многие. Врачи, наверное, не дослушав до конца, методично протянут: «Вести здоровый образ жизни!». Об этом же говорит и Надежда Прокопьевна: «Никакого секрета, собственно, у меня нет. Нужно просто вести здоровый образ жизни, не употреблять алкоголь, не курить, не краситься, не пудриться. Заниматься физическим трудом».
С ностальгией Надежда Прокопьевна вспоминает о системе советского образования и методах воспитания молодежи, которые предпринимались в то время: «Больше всего мне бы хотелось, чтобы и сейчас была пионерская организация, октябрята, комсомол…». Это, по мнению учительницы с большим стажем, дисциплинировало молодого человека и очень помогало ему в будущем. Сейчас же подростку можно все, и потому нередки случаи, когда 12-летний ребенок может и закурить, и купить себе пиво.
Своими внуками и правнуками Надежда Прокопьевна гордится: все семь внуков получили высшее образование, а одна внучка, как и бабушка, стала педагогом. Кроме того, у Надежды Прокопьевны 8 правнуков и 2 праправнука!
«Я родилась в Казахстане, в селе Новочеркасском, – начинает свой рассказ долгожительница. – Моих родителей еще при царе переселили из Украины, как и многих других, на пустые земли. Поэтому производных географических названий от города Черкассы на карте довольно много. Родители при царе были не обучены грамоте, работали, как говорилось, «на богатого», а всего нас в семье было три сестры и один брат».
О брате Петре Надежда Прокопьевна вспоминает, что он был танкистом и погиб, скорее всего, в начале Великой Отечественной войны. Он служил в Бресте, и в последнем своем письме, еще до начала войны, писал родным, что на границе неспокойно… Больше вестей от брата не было. Интересно, что сестры Мансеровы, когда выходили замуж, не брали фамилии мужей, чтобы брат смог найти их в послевоенное время…
Из-за Великой Отечественной войны Надежда Прокопьевна отложила свадьбу и со своим супругом Григорием Ивановичем: тот должен был прийти из армии прямо перед войной, но судьба распорядилась иначе, и вернулся к ждавшей его невесте он только в 1946 году. Во время войны Надежда Прокопьевна жила в селе Мамонтово Алтайского края, где вместе с сестрой работала в школе учительницей начальных классов. «Занятия в школе начинались 1 октября, потому что надо было убрать урожай, – продолжает она беседу. – Всех мужчин из села (а оно было тогда больше всего Тирасполя) забрали в армию, остался лишь один дедушка-тракторист. Он и обучал нас, женщин, как пахать, сеять, работать на тракторе. Помогали нам и дети. Тогда наш народ спасла сплоченность, ведь мы делились друг с другом каждым кусочком хлеба!».
Еще бы, при норме хлеба в 100-200 граммов в день, невозможно было выжить «особняком» от других… Выручала сельчан тогда в первую очередь картошка.
Отправляли женщины на фронт огромное количество посылок со всеми необходимыми мелочами, которые грели наших воинов и в прямом, и в переносном смысле. Например, рассказывает столетняя жительница Тирасполя, это были варежки не с одним, а с двумя пальцами, чтобы удобнее было стрелять из автомата.
«В день, когда пришла Победа, у нас всех были непередаваемые чувства, этого не описать словами, – говорит Надежда Прокопьевна о 9 мая. – Услышав новость, я тут же побежала в больницу и сообщила радостную весть всем. Люди обнимались, плакали, танцевали, это было незабываемо!».
Послевоенные сороковые, конечно, оставались очень сложными в плане продовольствия, но появился хлеб, и его тогдашнюю ценность, как говорит Надежда Прокопьевна, сейчас не все поймут.
Попутно вспоминая все тяготы послевоенных лет, Надежда Прокопьевна передала «привет» депутату своего микрорайона, обещавшему содействовать проведению канализации в десяток домов их улицы. Обещал, но не сделал. Долго бы такой депутат продержался на своей должности в Советском Союзе, задается вопросом долгожительница?
В 50-е и 60-е годы Надежда Прокопьевна Мансерова жила в Барнауле, что на реке Обь, и продолжала работать в школе. Особенно хорошо получалось у нее наставлять на путь истинный «трудных» подростков. «Был у нас мальчик Тима, которого никто из учителей не хотел брать, – рассказывает педагог со стажем. – Он часто оставался на второй год. Я нашла к нему подход: доверила ему следить за дисциплиной всего класса. И он вырос настоящим орлом!».
Надежда Прокопьевна рассказывает: «Соседи у нас в Барнауле были почти как родня. Все в квартале дружили между собой. Кстати, когда мы приехали в Тирасполь, то увидели, что люди тут живут более обособленно».
В 1971 году семья Мансеровых переехала в Тирасполь. Причины, по которым многие граждане Советского Союза переезжали в наш дивный край, думаю, понятны нашим читателям: Приднестровье было цветущим садом на карте СССР. «Несмотря на то, что у нас в Барнауле был мясокомбинат, с мясными продуктами, да и с многими другими, было очень сложно, – говорит Надежда Прокопьевна. – Нам с мужем предложили переехать в Тирасполь. Мы приехали посмотреть на город и увидели, что тут настоящий рай… Все в этом краю было. И, посоветовавшись с родственниками, мы продали свой дом в Барнауле, купили здесь и начали обживаться».
Сейчас же, когда на дворе 2016 год и с момента приезда семьи Мансеровых в Приднестровье прошло 45 лет, Надежда Прокопьевна выглядит совсем не на свою круглую дату, а лет на 65-70. Здоровья и жизненных благ мы ей всей редакцией и желаем. При этом Надежда Прокопьевна с интересом следит за событиями, происходящими и в мире, и в Приднестровье. Пожалуй, самыми интересными для нее как для педагога являются проблемы воспитания современного ребенка. «Дети, как никто другой, чувствуют разделение на бедных и богатых. Обеспеченные родители, которые воспитывают чадо в духе «ты лучше, чем другие, потому что богаче», портят духовное развитие ребенка, и это очень прискорбно. Раньше это социальное разделение было не так сильно. Мы, педагоги, в свое время получали 58 рублей, но при этом успевали делать и внеклассную работу, связанную с воспитательными моментами. Наверное, для этого нужно любить свою работу», – думает Надежда Прокопьевна.
С теплотой Надежда Прокопьевна отзывалась и о некоторых тираспольских врачах, у которых проходила обследование. Не будем перечислять всех имен, ибо врач – это призвание, и благодарность пациента – лучшая награда. Особенно выделила долгожительница врача Аллу Нагачевскую, которая, по ее словам, «дважды спасала ее от инсульта».
Как мы отметили в начале очерка, физическое здоровье – основа долгой и счастливой жизни. Однако, уверена Надежда Прокопьевна, еще более важно и здоровье моральное: «В настоящее время мы не всегда слышим друг друга. Слушаем, но не слышим. Мне кажется, раньше у людей было более чуткое отношение к близким, к друзьям, к коллегам и просто незнакомым людям. Не забывайте о своей семье и детях, помните, что их судьба зависит от вас».
АНДРЕЙ ПАВЛЕНКО.