Знать и любить город, место, в котором родился и живёшь, – это не просто помнить названия улиц и расположение тех или иных объектов. Важно смотреть вглубь – чьё имя носит или в честь какого события названы переулок, улица, площадь, кто жил в доме с высокими колоннами или какое учреждение в нём было ранее.
Бендерах немало сооружений, вызывающих неподдельный интерес. А туристы и вовсе отмечают, что в центральной части сохранился старый город, не застроенный современными зданиями. Большое внимание в 2019 году было приковано к разрушающейся Пушкинской аудитории. Вновь рассматривают вопрос об её восстановлении. Но обо всём по порядку.
Причём Пушкин?
Ответ на этот вопрос в своей книге «Бендеры. Страницы истории. 1812-1917 годы» даёт историк, писатель, краевед Евгений Лобанов. Он пишет, что аудиторию стали назвать Пушкинской после 1907 года, в память 70-летия гибели великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Но у современного историка и краеведа Александра Тихонова есть несколько иная версия на этот счёт. «Насколько мне известно, аудиторию инициировали строить в честь 100-летия со дня рождения поэта. Поэтому она и стала носить его имя. К этой дате в нашем городе назвали улицу (Пушкинская) и бульвар (Пушкинский). Но поскольку название аудитория получила не сразу, а уже после строительства, то, может, и в память 70-летия со дня смерти Пушкина. Такой вариант тоже не исключён», – отмечает Тихонов.
Что же такое народная аудитория?
Если в двух словах, то это дом культуры своего времени, где проходили разные мероприятия. На перекрёстке улиц Днестровской и Соборной (ныне ул. Кавриаго и ул. Советская) по проекту бендерского земского техника и архитектора Александра Никулина в 1902 году возвели аудиторию. Но в верхней части здания почему-то запечатлена дата – 1900 год, когда только утвердили проект и смету будущей постройки.
Стоит отметить, что строительство аудитории было обусловлено всеобщей борьбой портив пьянства. Причину распространения этой напасти среди населения нашли в недостатке мест отдыха, времяпровождения и развлечений. И закрутилась культурная жизнь. В стенах аудитории пели Лилия Липовская, Александр Вертинский, Пётр Лещенко, на сцене давали спектакли известные театры – Пражская труппа МХАТа, русская труппа кишинёвского театра под руководством В. Вронского, выступал известный в Европе театр «Бонзо», директором которого был А. Вернер. В аудитории гимназии устраивали вечера, балы и спектакли. А по случаю встречи Нового года обязательно бывали маскарады.
С аудиторией связаны важные события – призыв новобранцев на Первую мировую войну, в ней находился лазарет для раненых Юго-Западного фронта, который в 1916 году посетил сам Николай II. По случаю пребывания в городе императора в 2013 году у здания установлен памятный знак, а ещё через три года на стене аудитории открыта плита в память о 100-летии этого события. Других зданий, принимавших императора, в Бендерах, к сожалению, не сохранилось.
Аудитория сильно пострадала во время Великой Отечественной войны, здание сгорело, остались только стены. Но в послевоенный период, когда упор был сделан на возрождение объектов жизнеобеспечения населения, из уцелевшей коробки построили шёлкомотальную фабрику. Восстанавливал объект архитектор Николай Васильевич Гурин, для него было важным сохранить это здание, в том числе и как память о своей юности. Позднее фабрику перевели на шёлковый комбинат.
И редкий памятник истории и культуры начала XX века, хранивший столько примечательных событий, сиротливо ожидал дальнейшей участи. С тех пор как закрылось производство, здание сильно обветшало – крыша обвалилась, стены разрушаются.
Восстановят ли аудиторию?
Этот вопрос не раз рассматривали. Инициатором реставрации исторического здания выступал Виктор Иванович Постойкин, основатель и директор Бендерского художественного училища, находящегося в непосредственной близости к аудитории. Он пытался найти финансирование на эти цели ещё в 90-е годы прошлого столетия, но безуспешно. В 2003 году аудиторией заинтересовался частный российский меценатский фонд, однако трудности с оформлением документов не позволили начать восстановление. Сейчас на баланс высшего художественного колледжа переданы все здания, в которых располагались живописные мастерские, факультет декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а также Пушкинская аудитория, расположенная в центре учебных корпусов.
«Наша аудитория, включённая в «Единый Государственный реестр недвижимых объектов культурного наследия. 2019 г.», попала в список тех, что будут отреставрированы за счёт европейских фондов. В итоге Пушкинская аудитория станет одним из центров изобразительного искусства в Приднестровье с просторным выставочным залом, а на мансардном этаже и в смежных помещениях, пристроенных к ней, найдётся место и для мастерских. Уже сейчас разрабатывают проект реставрации исторического здания, и летом должна начаться его реализация. Таким образом, вернём аудитории былое величие и значимость, которые она несёт в себе как исторический и культурный объект», – рассказал ректор Бендерского высшего художественного колледжа им. В.И. Постойкина Сергей Горбаченко.
…Бендерчане едины во мнении: если вдруг по каким-то причинам здание невозможно будет восстановить, то его следует хотя бы законсервировать, тем самым остановив процесс разрушения. К сожалению, в Бендерах есть примеры погибающих зданий, тоже с интересной историей.
Светлана Осадчая, г. Бендеры.
При подготовке статьи использованы материалы бендерских краеведов Евгения Лобанова и Виктора Кучеренко.
Фото: www.bendery-ga.org