На днях в столице перед зданием Правительства и Верховного Совета ПМР прошел митинг зоозащитников. Десятки людей собрались с плакатами, призывающими соотечественников более гуманно относиться к братьям нашим меньшим.
Известный общественник, руководитель Альянса защитников животных Дмитрий Белоусов пояснил в интервью: парадоксальность ситуации заключается в том, что в Приднестровье есть необходимая законодательная база для привлечения к ответственности за жестокое обращение с животными. Есть соответствующие статьи Уголовного (ст. 243 УК ПМР) и Административного (ст.8.35 КОАП) кодексов, есть положения, принятые на муниципальном уровне, есть позиция прокуратуры. Всё упирается в практику законоприменения, а вернее – в элементарное нежелание заниматься этими вопросами, добиваться торжества закона. Сами граждане подчас недопонимают значимости подобных аспектов, пасуют перед равнодушием и откровенной черствостью соседей, выбрасывающих питомцев на улицу или же требующих от коммунальных службы «приехать и отстрелить прибившуюся бездомную собаку».
По словам зоозащитника, практика отстрела не может быть признана приемлемой, гуманной, и, слава Богу, от неё отходят. Если же кто-то считает, что отстрел или усыпление – это наиболее простой путь, то далеко не всегда самый простой путь является человечным, законным. Примеров тому в истории немало, когда и сам человек, будучи признан «классовым врагом», «представителем низшей расы», подлежал уничтожению. Цивилизованный подход обнажает вопиющее варварство подобных мер, их антигуманный характер. Вот почему так важно, по мнению активистов, содействовать укреплению столпов человечности на всех уровнях. К примеру, используемый для усыпления бродячих собак препарат под названием «дитилин» вызывает у животных мучительную смерть. И от него также необходимо отказаться, считают правозащитники.
Главные меры должны применяться в отношении человека, а не животных, поскольку именно человек ответственен за ситуацию. Так, бездомные животные – это, по определению, те, у которых когда-то был дом (дикие, живущие в естественной среде, к таковым не относятся). Во временных ветеринарных правилах, принятых в 2014 году, предписывается владельцам не оставлять питомцев без еды, пищи и ветеринарного обслуживания, напоминает Дмитрий Белоусов. Таким образом, подброс щенков, котят – явное нарушение закона, и за это нерадивые владельцы должны нести ответственность.
Ирина Унтилова, член Альянса защитников животных, говорит, что черствость в отношении братьев наших меньших всегда идет рука об руку с эгоизмом, равнодушием и в отношении людей. К примеру, дети, кому родители позволяют мучить кошек и собак, вырастают с садистскими наклонностями.
Активист Галина Иванчикова всецело выступает за современные, цивилизованные методы регулирования численности бездомных животных. К таковым относится стерилизация. Связанная с ней финансовая нагрузка, как правило, ложится на самих зоозащитников. Тем самым, с одной стороны, экономятся бюджетные средства, а с другой, не нужно никого убивать. Однако со стерилизацией связан ряд проблем. Во-первых, необходимо создавать пункты передержки бездомных кошек и собак после операции. Но этот вопрос сегодня, как будто, решается. Во-вторых, даже стерилизованная и чипированная особь может стать жертвой отравления, усыпления и других насильственных действий. То есть, опять-таки, всё упирается в менталитет, правоприменительную практику.
Митинг, который провели зоозащитники, не первый. Сами общественники уверены, что их действия уже приносят добрые плоды. Однако многое ещё предстоит сделать, чтобы поменялось мышление тех, кто считает гуманное отношение к животным чем-то несущественным, а самих зоозащитников – «странными людьми, занятыми кошечками и собачками». На самом же деле, поясняют активисты, мы боремся за животных, но во имя людей, против зверства и равнодушия как таковых.
Николай Феч.