Так случилось, что во времена становления нашей республики каждому ее жителю приходилось делать свой выбор: жить под пятой национализма или завоевать право жить свободными и независимыми на родной приднестровской земле.
Дубоссарец Александр Георгиевич Порожан – один из тех, кто стоял у истоков создания и защиты нашей республики. В 1990 году он был избран заместителем председателя Совета народных депутатов г. Дубоссары и района и на историческом II съезде депутатов всех уровней был избран членом президиума от дубоссарской делегации. А борьба против национализма в Дубоссарах началась в 1989 году. 28 августа 1989 года в городе прошел митинг, на котором горожане, трудовые коллективы выражали протест против принятия парламентом Кишинева законопроектов о языке и новой символике МССР. На митинге был образован объединенный забастовочный комитет г. Дубоссары. 13 сентября 1989 года состоялось собрание представителей ОСТК города, на котором присутствовало 20 человек. Было принято решение об образовании ОСТК из числа представителей стачечных комитетов предприятий города. 14 сентября 1989 года исполнительным комитетом городского Совета народных депутатов принято решение о регистрации ОСТК г. Дубоссары. Сопредседателями были избраны Владислав Финагин, Александр Порожан и Сергей Римкус, по совместно принятому решению председатель на эту должность не назначался.
Как вспоминает Александр Георгиевич, это было очень сложное время, когда вирус национализма быстро распространялся во всех постсоветских республиках, и в Молдавии на вершину власти взошли, как ни странно, бывшие коммунисты. Создание ОСТК в Дубоссарах очень осложнялось тем, что в городе и районе были две власти, и со стороны промолдавских систем органов власти – райисполкома, райкома партии, КГБ – на людей оказывалось большое давление. Но при регистрации организации сильную юридическую поддержку оказала представитель номенклатуры, судья Зинаида Адамовна Данилейко, которая лично приходила на совещания ОСТК, участвовала в их работе, и организация все-таки получила юридическую регистрацию.
Очень много для организации повседневной работы Дубоссарского ОСТК сделал руководитель предприятия «Сельхозтехника» Степан Федорович Покотило. «Он был нашей основной движущей силой, от него зависело очень многое, так как он пользовался большим авторитетом среди своего трудового коллектива и среди горожан. Он не гнался за лидерством, но в опасных ситуациях проявлял качества именно настоящего лидера. Когда проблема решалась, как бы отступал в сторону и занимался своим производством», – говорит Александр Порожан. (Степан Федорович Покотило был в числе восьми руководителей предприятий и организаций, обеспечивающих жизнедеятельность города и района во время боевых действий, которые трагически погибли 6 июля 1992 года при обстреле здания Дубоссарского горсовета).
В 1990 году дубоссарцы, сторонники образования республики, вели активную работу по подготовке к проведению съезда Советов народных депутатов всех уровней, который состоялся 2 июня 1990 года. Тогда многие жители Приднестровья верили в лучшее и считали, что спасти положение может создание свободной экономической зоны. Но Александр Порожан, будучи в 1990 году на заседаниях Верховного Совета МССР, видел, что к власти пришли националисты. И это подтвердило принятие известного закона о языках.
Дубоссарцы активно готовились к предстоящим выборам в Верховный Совет СССР, рассказывает Александр Георгиевич: «И мы впервые почувствовали вкус победы, когда в него была избрана наш сторонник Анна Матвеевна Канаровская».
На выборах в местные органы власти мандаты депутатов в полном составе получили все члены Дубоссарского ОСТК. Депутатами ВС МССР стали два дубоссарца – Валентина Федоровна Подгорная и Виктор Васильевич Дюкарев.
Александр Порожан говорит, что наиболее полно события, предшествующие образованию ПМССР и событиям в Дубоссарах, отражены в книге Виктора Дюкарева «Дубоссары: 1989-1992 гг. За кулисами политики». Как вспоминает Виктор Васильевич, 16 сентября 1990 года местный председатель НФМ А. Попик через весь город провел 200-250 человек с триколорами и транспарантом «Долой русских оккупантов!». Следует отметить, что большая часть маршировавших была с правобережья Днестра. Они явно провоцировали горожан на столкновения, но под улюлюканье их проводили через широкий коридор, образованный тысячами дубоссарцев. Привезли народнофронтовцев на автобусах со всех районов Молдовы. На собрании из уст Мирчи Снегура и Мирчи Друка звучало «посадить», «никаких переговоров с сепаратистами», «вон из Молдовы»… На следующий день, 17 сентября, Друк решил провести выездное заседание Правительства Молдовы в Дубоссарах: «На него пришли заместитель председателя горисполкома Александр Порожан и я. Премьер-министр, обратившись ко мне, сказал: «Ну, ладно, ты – депутат парламента Молдовы и имеешь право присутствовать на любом собрании и заседании, хотя и тебе тут делать нечего. Шел бы ты заниматься своими делами». В адрес заместителя председателя Совета народных депутатов Александра Порожана он высказался вначале по-молдавски: «Ну-й де капул тэу! (не твоего ума дело)». Потом по-русски премьер, пообещав встретиться с жителями города, настойчиво посоветовал ему заниматься своими обязанностями. Но мы остались. Встречу Друк начал с обещания перенести столицу Молдовы в Дубоссары и сделать из них что-то вроде Нью-Васюков. Ему вручили перечень вопросов, касавшихся ущемления прав нерумын, на которые он начал отвечать в присущей ему издевательски грубой форме. Тогда в упор к премьеру подошла мало кому известная в Дубоссарах девушка (работник ЖЭУ Наталья Иосифовна Пожидаева) и спросила: «Скажите, как Вы относитесь к ПМССР?». Мирча Друк с присущей ему презрительной интонацией ответил: «Я не знаю такой республики!».
Несмотря на усиленную полицейскую охрану, триколоры на всей территории Приднестровья бесследно исчезали. Не принимали их и жители дубоссарских левобережных сел, где проходили сходы граждан, и подавляющее большинство высказывалось за проведение референдума о независимости Приднестровья. Активность в них была очень высокая, несмотря на то, что большой информированности в то время не было, а представители официальных структур Молдовы оказывали на жителей сильное давление.
Так, Александр Порожан вспоминает: «На сход граждан в селе Цыбулевка приехал главный государственный прокурор Молдавии Дмитрий Постован, который вначале всячески затягивал процедуру открытия схода, чем изначально подорвал свой авторитет, пытался не предоставить мне слово, но сельчане потребовали, чтобы я выступил и разъяснил необходимость проведения референдума. В результате более 90 % жителей Цыбулевки проголосовали «за». Очень много для нашего общего дела сделал тогда председатель сельского Совета села Александр Мурин, который по завершении голосования сказал: «Теперь у меня есть все полномочия действовать в интересах наших жителей и защищать их!».
А в селе Гояны после схода граждан его житель Леонид Бронич снял вывешенный триколор. Его арестовали. Дом культуры, где проходил суд, был переполнен жителями села. Леонид Бронич получил условный срок.
Огромным по своей значимости событием для Дубоссар стало создание своего печатного органа. Решение «О создании городской газеты» было принято 15 марта 1990 года на I сессии городского Совета народных депутатов 20-го созыва. А уже 6 августа того же года первый номер «Зари Приднестровья» был подготовлен к печати.
Возглавил трудовой коллектив «Зари Приднестровья» Алексей Атаманенко. В новое издание из газеты «Знамя Победы» перешли Иван Здоровец, Анна Белая, Мария Саватеева, Владимир Шустов, Юрий Ребежа, Тамара Шитова, Николай Негря, Галина Бродецкая, Владимир Личаков, Надежда Головко.
Трудностей было множество, в правобережных Криулянах газету печатать категорически отказались. Не было финансовых средств, бумаги, но дубоссарцы массово оказывали газете материальную помощь. Большую помощь журналистам в то время оказывали ОСТК-овцы Владимир Крыжановский, Борис Сырбу, Владислав Финагин, Александр Порожан, Геннадий Козлов, Борис Чабан, Иван Никифоров, а также многие руководители предприятий и организаций – Александр Яворский, Валентина Подгорная, Степан Покотило, Геннадий Кузнецов, Ксения Гавриленко и другие.
Самым значимым событием 1990 года в Дубоссарах стал проведенный 12 августа 1990 года исторический референдум, который определил дальнейшую судьбу города и района. Было два вопроса: о применении молдавского флага – триколора как государственного атрибута и о вхождении Дубоссар и Дубоссарского района в состав Приднестровской Молдавской ССР в случае её образования.
Тогда в референдуме приняло участие более 16 тысяч человек, что составило 76,5% от общего количества избирателей. 97% из них проголосовало за вхождение в ПМССР в случае её образования и против применения триколора. Результаты референдума, прошедшего в городе, были предсказуемы. А в пригородном селе Лунга из 700 человек, принявших участие в голосовании, лишь 15 высказались против вхождения города и района в состав ПМССР.
3 сентября 1990 года, на следующий день после II чрезвычайного съезда народных депутатов всех уровней Приднестровья, состоявшегося в Тирасполе, дубоссарцы вышли на митинг, который считается самым многочисленным за всю приднестровскую историю. По оценкам правоохранительных органов, в нем приняло участие более 10 тысяч человек. Участники митинга единогласно одобрили решение депутатов о создании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики в составе СССР. Было одобрено обращение съезда к президенту СССР Михаилу Горбачеву и председателю Верховного Совета СССР Анатолию Лукьянову. Дубоссарцы заявили о полной солидарности с решениями съезда народных депутатов районов с компактным проживанием гагаузского населения о создании Гагаузской Советской Социалистической Республики в составе СССР и осудили провокационные действия Дубоссарского районного Совета народных депутатов, запрещающие участие депутатов в работе II съезда в Тирасполе , а также потребовали от руководства райсовета в течение суток снять со здания райисполкома молдавский триколор.
Все только начиналось…
Инна Влада, г. Дубоссары.
Фото: www.school-4.info