Этот человек оставил в памяти Днестровска особый след, хотя прожил здесь не слишком долго. Ветеран Великой Отечественной войны и благотворитель… В наше время эти понятия не слишком-то совместимы друг с другом, однако для города энергетиков они неразделимы с именем Леонида Александровича Захарова.
Он родился в суровые дни Гражданской войны в России, шел 1919 год. Пережил cталинскую, хрущёвскую, брежневскую и другие эпохи, развал Советского Союза… Богатая историческими, личными событиями и плодами труда, долгая, почти 95-летняя жизнь ветерана была оплачена горечью неизбежных потерь: много лет назад он схоронил единственного сына, позднее – любимую жену, на склоне лет простился навек с лучшими друзьями. В последние годы жизни у него случилась одна из его, может быть, самых жестоких потерь: родные ему люди – нет, не умерли – стали ему хуже врагов.
В Днестровск, поближе к бывшей невестке и замужней уже внучке, Леонид Александрович переехал из Кишинева в почтенном возрасте, ему перевалило за девяносто. Он ни в коем случае не собирался стать кому-то обузой, просто устал от одиночества и хотел помочь родным. Здоровье его пока не подводило, он получал пенсию, имел солидные сбережения. На его средства родственники (не будем называть их имен) купили для него двухкомнатную квартиру. Внучке и её мужу он сразу же подарил автомашину. «Теперь, – рассуждал дед, – нет проблем довезти меня, если понадобится, до больницы или прокатить до лимана». Он был заядлый рыбак и привез с собой разные снасти. А еще в его новое гнездо переселилось множество книг – давних его собеседников и друзей.
Жилье родные приобрели в свою собственность, мол, внучка с зятем все равно будут проживать в этой же квартире и ухаживать за ним, но Леонида Александровича почему-то прописали временно. Он на это особого внимания не обратил, наоборот, обрадовался – с молодыми как-то веселее. Однако вскоре ему стало ясно – родственники жить с ним не собираются, некогда им приводить купленную квартиру в порядок и помогать ему в обустройстве быта. Это его тоже не очень огорчило. «Что делать, – снисходительно рассудил пожилой человек, – у молодежи всегда забот полон рот, как-нибудь сам справлюсь!» Сухонький и подвижный, он давно привык обихаживать себя и свой дом, с удовольствием сам себе готовил еду, как мог, стирал и прибирал. А еще много читал и смотрел телевизор. Это был настоящий интеллигент, в глазах которого светился природный ум и живой интерес ко всему вокруг. Он быстро подружился с соседями. Первым отзывчивым другом оказался Василий Робулец, руководитель клуба «Ветеран». Вскоре старик познакомился с председателем совета ветеранов Валерием Ковалевым (ныне покойным) и другими ветеранами. Ветерана стали приглашать в образовательные учреждения, и он рассказывал детям о войне. Постепенно у новосела образовался свой круг общения. Словом, Леонид Александрович не чувствовал себя заброшенным и одиноким, потихоньку привыкал к новому месту и людям. Его навещали друзья, ему помогали соседи и знакомые. Все, кроме родственников! Увы, для них он был лишь источником дохода. Насмехаясь над привычками и желаниями, они пользовались его добротой, лгали и под разными предлогами выставляли всё новые финансовые требования. Ради памяти ушедшего в мир иной светлого человека мы умолчим обо всех мерзостях, что ему довелось пережить. Потеряв надежду на душевное тепло и понимание родственников, Леонид Александрович твердо решил порвать с родней, оставить корыстолюбцам приобретенное жилье и переехать в другое. В его возрасте это непростое дело, но он не собирался отступать. С помощью добрых людей он переселился в однокомнатную квартирку, подальше от унизительных скандалов и угроз. Здесь он почувствовал себя в полной безопасности. Старый и немощный, он оставался совсем один в чужом, по сути, городе, но понимал: в беде его люди не бросят.
Ни разу за прошедшие почти два года родня не нашла нужным поинтересоваться, где он, как его здоровье? А для Леонида Александровича это было счастьем, избавлением от боли в сердце, раненном их черствостью. Семейная драма не озлобила мудрого человека, не сделала его жалобщиком и брюзгой. Он жил благостно и скромно. Радовался каждому дню, привечал всех, кто переступал его порог, угощал чем придется, дарил на память книги, вел задушевные беседы и по-прежнему страстно мечтал посидеть напоследок с удочкой на берегу реки. Когда здоровье Леонида Александровича вдруг пошатнулось, совет ветеранов не остался в стороне. По его решению заботу о страдающем человеке взяла на себя Антонина Дмитриевна Кащеева. Около года она за ним ухаживала, и Леонид Александрович ласково называл ее «моя Тонечка». Самым любимым праздником для ветерана было 9 Мая, в этот день в его дом с букетами весенних цветов и поздравлениями спешили школьники, студенты, знакомые и друзья.
Предчувствуя свой уход, Леонид Александрович Захаров все свои сбережения решил использовать на благо Днестровска. Для двух городских школ и энерготехникума он приобрел три компьютерных класса, городской больнице была подарена дорогостоящая медицинская техника, также он выделил средства совету ветеранов на оказание помощи старикам. Это благородное решение вызвало искреннее удивление у всех руководителей этих учреждений. Подписывая последний счет-фактуру на покупку компьютерной техники, светлый помыслами человек удовлетворенно воскликнул: «Слава Богу!».
Через несколько дней он тихо ушел в мир иной. На столе осталась раскрытой недочитанная книга «История Великой Отечественной войны». Что вспоминал он? С какими мыслями уходил? Этого не узнает никто. Но последняя воля Леонида Александровича ясно говорит о том, что повидавшему много радости и горя, узнавшему немало чудесных мест, любящему людей и дарившему миру прекрасные звуки скрипки хотелось отблагодарить за душевное тепло и участие своё последнее пристанище – маленький город Днестровск и его жителей. Он исполнил свое желание и оставил добрый и, надеемся, долгий след на земле.
Галина БЕЗНОСЕНКО, г. Днестровск.