ФОТОгалерея «САМАЯ КРАСИВАЯ УЛЫБКА»
Сказка (опыт слушателя и рассказчика)
Предлагаю поговорить о сказке. Не столько даже о её воспитательном значении (сказка – ложь, да в ней намек…), сколько о сказке как форме коммуникации; о сказке как особом связующем звене между поколениями. Не случайно кот ученый, он по «златой цепи» ходит…
Тема сказки неисчерпаема. Есть специальные исследования, посвященные сказке, тем слоям исторической, мифологической информации, что в ней запечатлена. Но не будем сейчас останавливаться на прочих аспектах.
С прискорбием можно констатировать, что роль сказки в современном мире сильно… модернизировалась. Слово казённое, но иначе, пожалуй, и не скажешь. Сказки отформатированы кинематографом, мультипликацией. Даже аудиозаписи – не то. А мы говорим о сказке рассказанной, причем – тет-а-тет.
Поясним: речь идет не просто о знакомстве с теми или иными народными или авторскими сказочными образами, пусть даже это лучшие из образов, лучшие из сказок. Речь именно о том, кто рассказывает, как рассказывает, да и рассказывает ли вообще. Ибо только рассказанная «вживую» сказка, по нашему убеждению, сохраняет свою волшебную природу, а между рассказчиком и слушателем устанавливается живая связь, как между Александром Сергеевичем и его гениальной няней.
Увы, если этот уровень упущен, заменить его в дальнейшем просто нечем, звено выпало. Не от того ли в новейшее время стремительно возрастает дистанция между поколениями, растет пропасть отчужденности, каждый смотрит в свой мобильный телефон. Родителей и детей мало что объединяет в духовном плане. Повзрослев, сегодняшний ребенок вряд ли воскликнет: «Выпьем, няня!». Просто потому, что слишком мало общих тем, а если на душе неспокойно, можно поделиться с соцсетями.
Не состоявшись как слушатель, такой человек не станет и рассказчиком. Подмечено, что секрет величия русского поэта, скорее всего, следует искать не в Царскосельском лицее.
А ещё было бы совсем неплохо, если бы в сказках действовали какие-то только вам известные герои. Неплохо, чтобы сказочные действия разворачивались в знакомых местах. Так малыш узнает, почувствует, что родная земля – не просто источник материальных благ. Земля дышит историей, она полна легенд. И ты связан с нею.
Пускай же озеро детских воспоминаний подпитывается донными ключами настоящих, изустных сказок.
Змейка
Виктор и пятилетний Вова пошли выкапывать «заячью травку» (так в семье называли очиток) на соседский заброшенный участок. Виктор взял большую штыковую лопату, а Вова – тоже большую, пластмассовую. За очитком их послала мама. Из газеты Наталья узнала, что очиток, посаженный рядками, хорошо удерживает влагу, а их дача как раз стояла на склоне.
Мудрая, как и вообще все жены, Наталья отправила мужа не одного, а с сыном. Во-первых, чтобы немытую клубнику не ел (сын), а во-вторых – всё равно они пошли бы вместе. Ей-Богу, два сапога пара.
Иной раз, выглянув из окошка, Наталья звала: «Витя и Вова, обедать!». Вова, когда он совсем был маленький, как умел подражал маме: «Биба и Боба бе…» Родители хохотали до упаду, особенно от этого «бе». Добро ещё, контекст ясен. А то, как говорится, «ни бе, ни ме, ни кукареку».
Биба и Боба старательно выкапывали «заячью травку» вместе со слоем дерна, пластами. И вдруг Боба как-то напряженно застыл: «Мама!». Биба перевел взгляд в ту сторону, куда смотрел Боба, и тоже застыл. Нет, это была не мама. Это была змейка. Блестящая, черная. Биба искал, есть ли «желтые ушки», но ушек не оказалось. Это была сплошная черная, ну или темно-зеленая змейка.
Биба не настолько был крупным специалистом по змеям, чтобы сказать, ядовитая или нет. Хотя на даче у них и стоял порядком отсыревший том энциклопедии «Жизнь животных», и как раз про змей. Бобе несколько раз давали книгу, чтобы чем-то занять ребенка, на время, однако Наталья сочла, что это может оказаться вредным из-за сырости. Вот и теперь Боба, вспомнив знакомую картинку, с интересом потянулся к змейке.
Биба своевременно отвел руку сына, а сам занес над змейкой штыковую лопату.
– Не надо, папа! – попросил Боба. – Змейка, она… она, папа, такая красивая. У неё здесь, в «заячьей травке», домик…
Но Биба был непреклонен. Ба-бах! – и готово.
– Так, Бобочка, я поступаю всю жизнь. Если вижу, что заваривается какая-то каша, всегда бью первым. И ты так поступай!
А вы как считаете, правильно Биба поступил или нет?
Мяч – болельщику!
Шутят, что болельщики у нас играют лучше футболистов. По крайней мере, каждый, сидя у телевизора, может дать парочку дельных советов «звезде».
Но всё было бы, пожалуй, совсем неплохо, если бы настроенный критически человек в майке хотя бы иногда касался мяча. Смею предположить, что при подобном раскладе отечественный футбол (и не только футбол!) сразу вырвется вперед.
И дело даже не в том, что если бы болельщики сами чаще играли, то менее строго судили бы профессионалов. Дело в том, что пример заразителен. Скажем так: если сегодня во дворе хоть один подросток набивает мяч, завтра соберется целая команда.
Но ведь были они, эти «старые мастера», фанаты, болельщики…
Или ещё пример. С одним художником мы обсуждали тему дилетантов в искусстве. Он категорически отрицал феномен самоучек, говорил, что всё равно отсутствие школы будет сказываться. Я назвал парочку имен, таких как Анри Руссо по прозвищу «Таможенник» или Ван Гог. «Да, – согласился оппонент, – но вы не забывайте, какая у них была среда».
Так вот, среда очень важна. Если все вокруг заражены спортом, дышат им, то и ребенок не сможет избежать влияния. И тогда вероятность, что из него вырастет звезда первой величины, будет значительно выше.
Если хочешь увлечь, делай сам! Нужен личный пример. Это известный армейский принцип. Вот почему в подразделении, где командиры занимаются физподготовкой, результат будет всегда выше.
То же и с детьми. Это не значит, конечно, что вы сами должны записаться на художественную гимнастику. Но выходить всей семьей на пробежку, на стадион, в парк на тренажеры или на набережную нужно регулярно. Именно, чтобы в сознании ребенка здоровый образ жизни стал нормой. А если добавить спорт по телевизору, в фильмах, книгах… Вот какие нужны болельщики!
К слову, так возвращаются забытые имена. Спортсмены, служившие ориентирами для отцов, становятся известны и детям.
Михаил Фернет.
Танцует бабочка в степи –
Ты на неё не наступи!
Красна, не улетит никак,
Тем более, что это… мак.
Открытая дверь на кухню
Не тронут огурец, похоже,
Редис на месте и горошек,
В тарелке всё: укроп, картошка,
Стащила лишь котлету кошка.
Зарядка
Зарядку я не привечаю.
Полезно? Я вас умоляю!
К чему весь этот марафон?
К зарядке нужен телефон.
Петр Васин.
Без листочков тот цветок,
С виду точно колобок,
Только в руки не возьмешь,
Он колючий, словно ёж.
Парашют над головой
Раскрываем мы с тобой,
Если с неба дождь идет,
Всяк с собой его берет.
Наталья Литвинова.
Выпускаю я в полёт
Свой бумажный самолёт
Из листка былой тетрадки…
Пусть уроки без оглядки
Надо мною мчатся ввысь –
Дни каникул начались!
Время самое цветное –
Это лето золотое!
Натали Самоний.