Человек чести, открытой души, большого сердца, широкой эрудиции, глубокой внутренней культуры и самостоятельного мышления –одним словом, интеллигент до кончиков ногтей. Такое впечатление навсегда остается у каждого, кто хоть однажды общался со Станиславом Евгеньевичем Петровым.
В мае этот удивительный человек отмечает сразу три юбилея. Ему исполняется 75 лет, 50 из которых посвящены делу здравоохранения. Три последних десятилетия он всецело отдает работе с людьми непростой судьбы, которые живут в Тираспольском психоневрологическом доме-интернате.
Станислав Евгеньевич родился в г. Стерлитамак. Еще в юности он мечтал посвятить жизнь служению людям. Неслучайно он выбрал Башкирский государственный медицинский институт.
«Это какая-то отдельная галактика, вмещающая в себя всё, – вспоминают о нем однокурсники. – В любом деле он был универсалом. Помимо одержимости учебой, неуемной тяги к новым знаниям проявлял интерес ко всему, что происходит вокруг. Участвовал в научной деятельности института: две его работы по судебной медицине были отмечены на городском конкурсе лучших студенческих работ в Уфе. Станислав Евгеньевич был председателем спортивного клуба вуза, кандидатом в мастера спорта по волейболу, участвовал в самодеятельности – в свое время окончил музыкальную школу по классу баяна, был солистом вокально-инструментального ансамбля института. У него приятный баритон, песни в его исполнении буквально завораживают».
В 1965 году С. Петров получил диплом по специальности «психиатр-нарколог». Вскормленный институтским многокнижьем, элегантный, энергичный молодой специалист после интернатуры поступил на службу в министерство внутренних дел и был направлен в Заполярье начальником медицинской части крупного лаготделения на 3 тысячи заключенных. Здесь он проработал четыре года. Затем был переведен в Уфу, где проходил службу в исправительно-трудовых учреждениях на различных врачебных должностях.
Однажды Станислав Евгеньевич приехал в Тирасполь в гости к однокашникам и… навсегда решил остаться в Молдавии. «Я словно попал в другой мир, – признался он. – Солнце, река, доброжелательные люди. Был поражен низкими ценами, высоким уровнем жизни, музыкой – молдавскими и русскими песнями, которые постоянно транслировали по радио. Вернувшись, «бомбардировал» министерство внутренних дел рапортами с просьбами о переводе. Так, в 1979 году я поступил в распоряжение МВД МССР. Заведовал медицинским отделением лечебно-трудового профилактория (ЛТП) Резины. Через некоторое время переехал в Тирасполь. В городе как раз создавали ЛТП №4. Я подключился к процессу: с самого начала организовывал там медицинскую службу. Разрабатывал организационно-документальную нормативную базу, должностные штатные инструкции, курсовые дозы препаратов для больных».
ЛТП – это место, где сконцентрированы самые негативные последствия пития. В «истории болезни» почти каждого пациента разрушающаяся семья, деградирующая личность. «Порой зависимым от алкоголя людям нужно упасть на самое дно, чтобы оттолкнуться от него и снова подняться наверх. В своей практике я наблюдал такие преображения, – вспоминает С. Петров. – Главное – помочь стоящему на грани человеку осознать свою беду, вовремя подставить плечо, направить по нужному пути».
В ЛТП №4 в качестве главного врача Станислав Евгеньевич проработал до 1985 года. Наладив работу в спецучреждении, майор внутренней службы, как говорится, «ушел на гражданку». В Тираспольском психоневрологическом доме-интернате его ждали люди с не менее трагичной судьбой. У такого социально-медицинского учреждения «особое выражение лица» хотя бы потому, что для его пациентов не существует понятие «выписка». Они приходят сюда, чтобы остаться здесь до конца. Это не только люди с психиатрическими проблемами, которые нуждаются в помощи. Здесь проживают и те, кто вообще остался без близких или, как теперь говорят, «с исчезнувшими родственниками».
Для людей с таким адресом необходимы особые условия для нормальной жизни и, конечно же, для лечения. И заместитель директора по медицинской части С. Петров делал для этого все возможное. Помимо здравоохранения он занимался трудотерапией, участвовал в организации досуга подопечных, в подготовке культурно-массовых мероприятий, в проведении православных праздников с привлечением священнослужителей.
Повышенным вниманием в доме-интернате всегда были окружены участники Великой Отечественной войны. «Мы помещали фотографии ветеранов на Доску почета. Воспоминания каждого старого солдата записывали, сейчас они хранятся в архиве. В День Победы приглашали всех на «Землянку», – рассказывает Станислав Евгеньевич. – К сожалению, ветераны уходят. По моей инициативе на территории интерната была установлена памятная плита в честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Для меня это некий символ. Борьбу с прошлым обычно начинают с разрушения памятников. С памятников же можно начинать реконструкцию минувших событий. Приднестровье дало отпор фашизму и в 1944-м, и в 1992-м. Историческое сознание народа надо подпитывать. «Коричневая чума» обладает свойством возрождаться, как свидетельствуют события на Украине. Это происходит там, где плохо усваивают уроки истории. Когда-то Птолемей сказал: «Тот, кто не помнит прошлого, не достоин будущего».
На каком бы поприще Станислав Евгеньевич ни трудился, он старался создать вокруг своих пациентов особую атмосферу уюта, пробудить в них чувство увлеченности жизнью и уверенности в себе.
Во всех начинаниях его всегда поддерживала такая же творческая, с неуемной энергией натура – его муза и вдохновитель супруга Лидочка, как ласково он ее называл. И хотя Лидии Кирилловны нет рядом уже 8 лет, муж по-прежнему хранит о ней самые трепетные воспоминания.
У Станислава Евгеньевича особое отношение к войне. Он гордится своим отцом, который прошел одну за другой, без передышки, финскую, Великую Отечественную, японскую войны. Во время вооруженного конфликта с Республикой Молдова в 1992-м он сам просился на передовую, но ему запретили даже думать об этом: ведь о пациентах интерната тоже надо было позаботиться. Вместе с коллективом С. Петров готовил бомбоубежище, мастерил носилки и т.д. Несколько раз выезжал в Бендеры с бригадой «скорой помощи», доставляли раненых в лечгородок.
Друзей и коллег всегда восхищала активная общественная деятельность Станислава Евгеньевича, которая была для него не обязанностью, а потребностью. Он принимал активное участие в становлении и развитии Приднестровской Молдавской Республики: с 1992 по 1998 годы был членом Объединенного совета трудовых коллективов г. Тирасполя. В 1991-1997 годах был заместителем председателя Тираспольской ассоциации исследователей аномальных явлений. Побывал в составе делегации г. Тирасполя на международных семинарах по уфологии в Домодедово, в Минске.
С. Петрову присвоены почетные звания «Отличник здравоохранения», «Заслуженный работник социального обеспечения ПМР». Он награжден орденом «Трудовая Слава», медалями «За трудовую доблесть», «За безупречную службу» III и II степеней в системе МВД СССР.
Как отмечают друзья и коллеги, в характере Станислава Евгеньевича сочетаются редкие для нашего времени качества: отсутствие зависти и симпатия к успехам других людей. Порядочный, обязательный, щепетильный во всем – это действительно его подлинная суть, а не надуманный образ.
Ольга Лазневая.