Сохранить исторический облик.
Как должна изменяться городская среда, чтобы в свою очередь благотворно повлиять на человека? Этим и другими вопросами задавались участники круглого стола. В картинной галерее Тираспольского объединенного музея обсудили взаимовлияние города и человека. В дискуссии приняли участие представители творческой общественности: художники, фотографы, дизайнеры, молодые архитекторы…
Предварил разговор небольшой исторический экскурс, в ходе которого были рассмотрены основные этапы градостроительства. Присутствующие узнали, как изменялся облик Тирасполя на протяжении более чем двух столетий.
На стенах и стендах выставочного зала организаторы разместили материалы, посвященные жизни и творческому наследию Александра Нарольского, на протяжении трех десятилетий, с 1979-го по 2009 г., занимавшего пост главного архитектора Тирасполя. За это время город существенно преобразился, приобрел во многом известный нам вид. Нарольский был убежденным сторонником архитектурных канонов, требовал соблюдения общепринятых правил, например, не выходить при застройке за «красную линию», с чем связаны ощущения масштаба и перспективы.
Безусловно, архитектурное наследие самого Александра Владимировича может подвергаться критике. Иногда в упрек ему ставится то, что не стояла цель сохранить исторический центр. Нарольский, как вспоминают в союзе художников Приднестровья, даже считал, что «в Тирасполе нечего сохранять». Но тут можно сказать, что это беда не одного Александра Владимировича (хотя именно при нем и был сохранен ряд исторических зданий в центральной части столицы, та же «Стометровка» или музей Котовского). Тирасполю в плане сохранения исторического наследия, и правда, не повезло. На каждом историческом витке облик города преображался радикально. Скажем, в Бендерах и теперь можно видеть едва ли не сотни старых домов застройки образца начала минувшего века.
На круглом столе задача сохранения исторического облика трактовалось как необходимое условие преемственности между поколениями, а значит – и психологически комфортного мироощущения горожан, и, не в последнюю очередь, туристической привлекательности приднестровских городов и сел.
Участники дискуссии затрагивали также вопросы озеленения, отмечали, что Тирасполь нуждается в высадке деревьев, долговременных насаждений. В этом плане ставшие модными цветочные клумбы и даже «сады камней» не соответствуют реалиям южного края. Быть может, если ехать в машине с кондиционером, и не заметишь, как раскалены улицы, лишенные зеленого покрова, но пешеходы это четко осознают.
Организация досуговых, спортивно-оздоровительных зон также попала в поле внимания собравшихся. Как отмечалось, при создании подобных локаций (например, роллердромов) важно учитывать запросы жителей района, насколько данный объект необходим в данной части города, не будет ли шум тревожить пожилых людей и т.д.
Нельзя не отметить, что сегодня преображение городской среды – задача государственного значения. И уже сделано немало. Во многих отношениях Тирасполь всё более соответствует современным требованиям. Но, безусловно, всегда есть то, над чем ещё предстоит работать.
В деле благоустройства городской среды не может быть мелочей: важны и велосипедные дорожки (которых пока нет), и зоны для выгула собак, которых, насколько известно автору этих строк, тоже пока нет, и многие другие вопросы. Будучи неравнодушными к судьбе родного Тирасполя, представители творческой общественности со своей стороны заверяют, что готовы содействовать благоустройству и словом, и делом.
Михаил Фернет.