Вадим Красносельский: «Закон о господдержке бизнеса и населения в период ЧП должен быть рабочим».
Помощь предпринимателям, деятельность которых приостановлена. Таких немало: второй месяц не работают организации общепита, парикмахерские и множество других предприятий в сфере услуг и не только. Многие из них принадлежат индивидуальным предпринимателям, и эти предприниматели не остались без внимания государства. Очень быстро был разработан и принят Закон «О государственной поддержке в период действия чрезвычайного положения 2020 года». По этому закону предусмотрена помощь не только гражданам (например, продуктовые наборы льготникам), но и малым предприятиям (субсидии и кредиты под нулевой процент). Разумеется, предусмотрена помощь и индивидуальным предпринимателям.
По закону о господдержке ИП, которые вынуждены приостановить деятельность из-за режима чрезвычайного положения, регистрируются в качестве безработных, представляют в электронном виде пакет документов и получают компенсацию от государства. Обратите внимание – патент при этом не аннулируется, а по ранее уплаченным налоговым платежам производится перерасчет. Сумма компенсации, по словам Олега Федотова, и.о. министра по соцзащите и труду, может различаться, потому что она рассчитывается по количеству дней, на которые была приостановлена работа ИП, а дата начала приостановки может быть разной. Впрочем, база для расчета одна – это МРОТ, 1647 рублей. Да, это не самые большие деньги, но надо исходить из реальных возможностей бюджета. И сейчас эту помощь оказывают, и немало людей уже получили деньги.
Но, как выясняется, есть и те, кто этих денег по каким-то причинам не видит.
Вот индивидуальный предприниматель Ксения, работала в сфере услуг. 17 марта, в полном соответствии с режимом ЧП, приостановила и деятельность, и патент.
И тут же обратилась в минсоцзащиты за пособием – по электронной почте, опять-таки в полном соответствии с требованиями. Предоставила все документы, прошло полтора месяца, но денег до сих пор нет. Причин нашли аж две: сначала «упал сервер», а когда Ксения отправила документы повторно – «потеряли номер счета». Как можно потерять из нескольких фотографий в папке только одну, чиновники не уточняют. Равно как и когда будут деньги. «Мы рассчитываем» – и бросают трубку.
Примечательно, что за патент Ксения заплатила вперед – за март и апрель. Нашла деньги. Человек ответственный, обязанности свои перед государством привыкла выполнять вовремя и полностью. Но для нее чиновники почему-то «рассчитывают» уже месяц.
Мы связались с и.о. министра по соцзащите и труду Олегом Федотовым.
– Что скажете об этой ситуации, Олег Александрович?
– Скажу, что удивлен. У нас за это время были тысячи звонков, тысячи людей обратились, их документы нормально обрабатываются. Пусть человек пишет жалобу, мы разберемся, решим проблему.
Очевидно, какая-то недоработка на месте произошла. Бывает… Хотя, конечно, конкретному человеку от этого не легче. Но вот другая история.
Ирина, самозанятая. Есть ребенок, получающий пенсию по случаю потери кормильца. Когда ввели чрезвычайное положение, Ирина приостановила деятельность. Когда вступил в силу Закон «О государственной поддержке», обратилась за пособием. И ей отказали («Вы же пенсию на ребенка получаете»).
– Вот как так? – удивляется Ирина. – Ведь в законе о господдержке ни слова нет про пенсии по утере кормильца. Да, по закону о занятости я не могу быть признана безработной, так ведь я раньше и не претендовала. И все, что положено, оплатила вовремя и полностью. Но сейчас-то в стране действует режим чрезвычайного положения. И в законе о господдержке сказано, что сейчас он действует.
Действительно, у нас есть Закон «О занятости населения». И там (ст. 3., п.7.) сказано, что «Безработными не могут быть признаны… граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия». Как бы все правильно.
Но в то же время в законе о господдержке (ст. 1-1) сказано четко и однозначно: «В случае противоречия норм, установленных настоящим Законом, нормам действующего законодательства ПМР в период действия чрезвычайного положения на территории ПМР применяются нормы настоящего Закона».
А в законе о господдержке действительно ничего не сказано о пенсиях по утере кормильца. И в Постановлении Правительства №127 от 22.04.2020 «Об утверждении Положения о порядке оказания государственной поддержки индивидуальным предпринимателям в период действия режима чрезвычайного положения» написано (п.4):
«Безработными не могут быть признаны:
а) граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия, кроме получающих пенсию по инвалидности III группы и несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца;
б) граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность и одновременно являющиеся занятыми в соответствии с подпунктами «а», «ж», «з», «и» статьи 2 Закона ПМР «О занятости населения».
Пункты «а», «ж», «з», «и» в законе о занятости – это наемные работники, учащиеся, ухаживающие за больными членами семьи и учредители организаций. Ирина не относится ни к одной из этих категорий. Тогда получается, что ей положено пособие, но почему-то не дают.
В Приднестровье зарегистрированы сотни самозанятых, полтысячи ИП на упрощенной системе налогообложения и более 15 000 предпринимателей на патенте. И очень многие из них сейчас в простое, и у многих такие же проблемы. По каждой звонить министру?
То есть получается картина двоякая. С одной стороны, есть логичные действия властей: работа, бизнес части предпринимателей остановлены. Не потому, что «нам так захотелось», а потому, что в стране действует режим чрезвычайного положения – и действие это вынужденное. Поэтому одновременно принимаются меры помощи тем, чья деятельность приостановлена. Это справедливо: мы что-то временно запретили в интересах всего общества, но мы же и поддерживаем во время этого запрета.
И да, власти упрощают процесс приема заявлений, и находят деньги, и тысячи людей эти деньги получают. И это факт.
По словам и. о. министра по соцзащите и труду Олега Федотова, выплата пособий уже начата. На момент подготовки этого номера 1747 патентщиков уже получили деньги, еще несколько сотен заявлений обрабатываются. Сейчас платят за вынужденный простой в марте, будут и дальнейшие выплаты.
А с другой стороны – вот такие истории. Тут какие-то нестыковки нормативных актов, там просто «потеряли» данные… И это, к сожалению, тоже факт.
Мы снова беседуем с Олегом Федотовым.
– А вот в этом случае, с Ириной, как быть?
– Сегодня, да, мы руководствуемся теми нормативными документами, что у нас есть. Но мы знаем о подобных случаях, эти вопросы рассматриваются, будет приниматься решение.
Понятно, идет большая работа. Внезапно тысячи людей оказались в непростой ситуации – без работы и без финансовой «подушки безопасности». Но и Президент, и Верховный Совет, и Правительство не отмахиваются от этих людей и занимаются решением их проблем. И дело это непростое, ибо бюджет наш измеряется не триллионами. И понятно, что в любом большом, сложном деле неизбежны какие-то накладки и нестыковки.
Уже известно, что Председатель Правительства поручил включить в категорию получателей господдержки пенсионеров-ИП, у которых на иждивении есть несовершеннолетний ребенок или инвалид. И уже есть специальный координационный совет, который и будет решать подобные вопросы.
И мы уверены, что эти проблемы будут решены.
Сергей ИРОШНИКОВ.