Срок парламентского расследования ситуации на валютном рынке давно подошёл к концу, депутаты, однако, не спешат представить доказательства своих обвинений.
Приднестровье уже девять месяцев живет в условиях валютного дефицита. В республике сегодня существует двойной курс – официальный на валютном аукционе (11-11,3 рубля за доллар) и «рыночный» в комбанках (14,5 рубля за доллар). Приобретение «доллара» экономическими агентами и физлицами по-прежнему затруднительно. Верховный Совет всю вину за происходящее перекладывает на Центробанк, хотя полномочия финансового регулятора ограничены – одобряет кредитно-денежную политику парламент, он же устанавливает курс рубля. Депутаты даже инициировали расследование ситуации на валютном рынке. Комиссия уже отработала срок своих полномочий, однако результаты расследования до сих пор не представила. Несмотря на то, что со дня учреждения комиссии прошло уже более полугода, она продолжает время от времени заседать и делать обвинительные заявления.
Закон, что дышло, но на войне
все средства хороши
Счетная палата провела за это время три проверки Приднестровского республиканского банка (ПРБ). «Соответствующие постановления коллегии Счётной палаты ПМР по результатам проведённых проверочных мероприятий Центрального банка ПМР были направлены в адрес Верховного Совета», – говорят в Центробанке.
К расследованию была привлечена и независимая аудиторская организация из России – ООО «Финансовые и бухгалтерские консультанты». Результат работы этой компании представили банковскому совету ПРБ (куда входят и депутаты. – Прим. ред.) еще в июне.
Результаты проверок, судя по всему, не устроили членов парламентской комиссии. Вместо конкретных фактов депутаты продолжают озвучивать лишь гипотезы, уверены в ПРБ. По-видимому, не обнаружив, за что ухватиться, комиссия ограничилась обвинениями, которые более приличествуют средневековым инквизиторам, чем избранникам народа.
Нарушение сроков полномочий комиссии также не осталось без внимания Центробанка ПМР.
«ПРБ информировал Верховный Совет о том, что срок работы указанной специальной комиссии истёк 20 июля 2016 г., в связи с чем ПРБ вынужден отказаться от обсуждения обозначенных вопросов в рамках данной комиссии», – говорится в пресс-релизе финансового регулятора, опубликованном 2 ноября.
В Центробанке полагают, что комиссия не стремится достигать заявленных целей, а превратилась в площадку для информационной войны. По мнению представителей ПРБ, площадки Верховного Совета любого формата (сессии, комитеты, комиссии) перестали носить конструктивный характер и превратились в «монологи отдельных депутатов».
«Иного мнения, отличного от мнения некоторых депутатов, в стенах Верховного Совета ПМР не слышат и не хотят слышать. Во всех обвинениях и высказываниях напрочь отсутствуют какие-либо экономические обоснования, а имеют место лишь голословная риторика и предвыборный популизм», – отмечается на сайте Центробанка.
Показательно, что о заседаниях парламентской комиссии по расследованию рассказывают только коммерческий канал ТСВ и пресс-служба Верховного Совета. Другие СМИ, в том числе и государственные, на комиссию не приглашают. На вопрос о причинах такого избирательного подхода пресс-секретарь Верховного Совета ответила просто: «Так получилось». При этом на сайте парламента даты заседаний комиссий по расследованию даже не анонсируются.
Автор статьи попытался узнать о результатах расследования ситуации на валютном рынке из первых уст, однако дозвониться до депутатов – членов комиссии так и не удалось.
Поговорить о нарушениях сроков парламентского расследования также не получилось. Председатель парламентской комиссии по мандатам, регламенту и депутатской этике Григорий Дьяченко отказался беседовать по телефону.
Таким образом, получить исчерпывающий комментарий депутатов о деятельности комиссии по расследованиям нам не удалось.
Напомним, комиссия создана 11 апреля 2016 года. Среди прочего она должна была выяснить причины валютного дефицита в Приднестровье. Согласно постановлению Верховного Совета, свои выводы комиссия должна была представить до 20 июля. При этом Закон «О парламентском расследовании» говорит, что срок расследования «не может превышать 6 (шести) месяцев со дня создания парламентской комиссии». Получается, что полномочия комиссии истекли 11 октября. Между тем, на дворе уже ноябрь, а комиссия не спешит подводить итоги своей деятельности.
Неприкосновенные обвинения
В марте этого года Приднестровье столкнулось с проблемой валютного дефицита. По данным Центробанка, такая ситуация возникла в результате нескольких факторов. Главный среди них – сокращение притока валюты в республику. В 2015 году на 14,7% снизилась выручка от экспорта, и в 2,4 раза сократились денежные переводы. При этом спрос на иностранную валюту среди населения и экономических агентов традиционно оставался высоким. Если в декабре 2015 года объем золотовалютных резервов составлял 32 миллиона долларов в эквиваленте, то уже к концу января 2016 года он сократился до 19 миллионов. О наметившемся дисбалансе спроса и предложения на валютном рынке Центробанк предупреждал органы госвласти еще с конца прошлого года. Ситуация еще больше осложнилась в начале марта – цена на поставку электроэнергии в Молдову упала на 30%. За несколько дней до этого на фоне негативных ожиданий по этому экспортному контракту возник ажиотажный спрос на иностранную валюту. За одну неделю валютные резервы республики сократились с 19 миллионов до 12 миллионов долларов. Тогда президентским указом было решено проводить торги на валютном аукционе не более одного раза в неделю. Центробанк в свою очередь принял меры технического регулирования и для стабилизации ситуации предложил несколько сценариев девальвации рубля (на 10% или на 30%). Его проекты поддержали и специалисты из Центробанка РФ.
Верховный Совет, между тем, выступил против девальвации, и официальный курс рубля остался на уровне 11-11,3 рубля за доллар. Депутаты полагали, что в случае девальвации произойдёт галопирующий скачок цен, однако в Центробанке уверяли, что инфляция не превысит 5%.
Парламентарии, однако, не согласились с доводами ПРБ и инициировали свое расследование ситуации на валютном рынке. Тем временем спрос на иностранную валюту нарастал, как снежный ком. В республике возник черный валютный рынок, где курс рубля достигал к лету 2016 года 20 рублей за доллар.
Парламентская комиссия по расследованию выдвинула тезис, что причина валютного кризиса кроется в оффшорах. По мнению депутатов, «фирмы-прокладки» не продавали валюту в Центробанк, а выводили её на заграничные счета. Комиссия по расследованию обвинила ПРБ в подрыве курса национальной валюты, затем заявила что Центробанк «втягивает республику в леевое пространство Молдовы».
В августе 2016 года приднестровские коммерческие банки установили в своих обменных пунктах рыночный курс (14,5 рубля за доллар) и тем самым нанесли удар по черному рынку валюты. Парламентская комиссия по расследованию назвала это «банковским заговором», направленным «на обнищание населения».
Осенью депутатская комиссия снова обвинила Центробанк в «игре против рубля», заявив, что финансовый регулятор включил на полную катушку «печатный станок».
ПРБ в свою очередь опровергает заявления депутатов и отмечает, что комиссия до сих пор не предоставила доказательств своих обвинений.
«Парламентская комиссия, коммерческий канал ТСВ и пресс-служба Верховного Совета намеренно искажают информацию, демонизируя как финансовый регулятор ПМР, так и органы госвласти», – уверены в Центробанке.
Для защиты деловой репутации ПРБ даже обратился в суд, но в ответ на поданный иск депутаты прикрылись законом о собственной неприкосновенности.
Характерно, что иски против депутатов подали и несколько приднестровских компаний, в том числе Молдавский металлургический завод и Национальная экспедиционная компания. Представители предприятий неоднократно подчеркивали, что голословные заявления депутатов вредят деловому имиджу этих компаний. Однако на судебные заседания парламентарии являться не спешат – всякий раз появляются некие уважительные причины. Похоже, депутаты специально тянут время, видимо, надеясь, что если на выборах Президента победит «свой» кандидат, то и судить их никто не будет.
Пётр Новинар.