Передо мной пожелтевшая газета «Красноярский рабочий» органа Красноярского краевого комитета КПСС и Совета народных депутатов, датированная сентябрем 1980 года. На первой странице крупным планом напечатана фотография группы молодых мужчин с текстовкой: «…За последнюю декаду бригада, руководит которой А.С. Пчелов, довела выработку агрегата до 135-140% к заданию». Речь идет о металлургах Норильского орденов Ленина и Трудового Красного Знамени горно-металлургического комбината им. А.П. Звягинцева, на котором около 10 лет работал мой герой.
В семейном архиве хранятся многочисленные дипломы, почетные грамоты, врученные коллективу бригады конвертера № 1, руководимой А. Пчеловым, за досрочное выполнение государственного плана.
С удивлением листаю семейный архив, читаю вырезки из газет и в растерянности смотрю на Анатолия Степановича. Не могу найти логическую связь между его трудовой деятельностью в Красноярском крае и здесь, в нашем небольшом Приднестровье, где я его знаю как поэта-песенника, композитора, виртуозного исполнителя инструментальных и вокальных произведений (он играет на кларнете, саксофоне, свирели, окарине и аккордеоне). Словно в короткометражном фильме одна картина сменяет другую: Анатолий Пчелов на сцене с ВИА «Днестряне», выступления в рамках ежегодного конкурса военно-патриотической песни «Караван», на летней эстраде в проекте «Камертон», на сцене Рыбницкого Дома культуры, где он на данный момент работает, в кругу друзей…
Среди других семейных реликвий нахожу небольшой песенник «Песни седого Днестра», изданный в 2000 году республиканским управлением культуры, в который включены песни патриотической, лирической направленности самодеятельных и профессиональных авторов, песни-баллады, маршевые песни. Читаю: песня «Бендеры», музыка А. Пчелова; «Каменка», слова и музыка А. Пчелова; «Батькiвщина», музыка А. Пчелова… А вот многотиражная газета «Рыбницкий металлург» 2007 года, где на первой странице в изложении напечатан приказ министра просвещения ПМР: «…за активное участие в городских, республиканских культурно-массовых мероприятиях, большой вклад в развитие культуры ПМР, высокий профессионализм… присвоить почетное звание «Отличный работник культуры ПМР» Пчелову Анатолию Степановичу, музыкальному руководителю профорганизации СЗАО «ММЗ» города Рыбницы». Тут, чтобы внести ясность в биографию моего героя, я стала «разматывать клубок»…
Родился Анатолий Степанович в селе Сэнэтэука МССР в семье бухгалтера и учительницы. С четвертого класса работал в составе колхозного духового оркестра. Именно работал, потому что всем участникам коллектива начисляли трудодни, в том числе детям, а за каждый трудовой день колхоз выдавал определенное количество зерна. Таким образом, Анатолий еще в раннем возрасте приносил доход семье, где, кроме него, росли братик и две сестрички.
После 8-го класса А. Пчелов поступил в Сорокское культпросветучилище, по окончании которого получил специальность «Клубный работник и руководитель самодеятельного духового оркестра, класс трубы и кларнета». Далее последовала служба в рядах Советской Армии, где Анатолий Степанович был дирижером полкового оркестра, затем – работа в Рыбницком районе художественным руководителем Дома культуры села Большой Молокиш. Здесь он и встретил будущую супругу Раису. Сразу после свадьбы молодой муж переехал в Тирасполь. Там в то время в вычислительном центре научно-исследовательского института орошаемого земледелия и овощеводства работала жена Раиса Иустиновна. Анатолия Степановича назначают художественным руководителем клуба. Одновременно он играет в вокально-инструментальном ансамбле «Кадран солар». Духовой оркестр Тираспольского завода «1 Мая», которым он руководил, был активным участником всех городских мероприятий. Тогда впервые в городе в исполнении духового оркестра стали звучать эстрадные песни.
В Тирасполе у супругов была любимая работа, родилась дочь Ирина. Все сложилось, однако молодость – пора романтичная, неспокойная – позвала молодую чету в дальнюю дорогу. Пчеловы по комсомольской путевке уехали в Норильск. Здесь глава семьи освоил вторую профессию – металлурга. Десять лет работал на Норильском горно-металлургическом комбинате им. А.П. Звягинцева. Поднялся до мастера-технолога цветной металлургии.
Руководство комбината высоко оценивало его вклад в общий успех многочисленного трудового коллектива. Анатолий Степанович неоднократно награждался не только за высокие трудовые показатели, но и за активное участие в развитии художественной самодеятельности. Рядом с почетными грамотами, которых он удостоился за самоотверженный труд, лежат и те, которые были ему вручены за общественную деятельность. Вот почетная грамота от 15 мая 1985 года: «Награждается Пчелов Анатолий Степанович, конвертерщик плавильного цеха медного завода, за плодотворную трудовую деятельность в плавильном цехе, активное участие в общественной жизни цеха и многолетнее участие во всех концертных программах завода, города и многих телевизионных концертах…». Рядом другая почетная грамота: «Норильский городской комитет комсомола награждает ВИА «Сполохи» (художественный руководитель Пчелов А.С.), занявший первое место в третьем городском конкурсе «Комсомольская песня-1978», посвященном 60-летию ВЛКСМ, за высокое исполнительское мастерство и пропаганду комсомольской песни».
Один из самых ярких моментов в его жизни – встреча на норильском телевидении со знаменитым советским и российским эстрадным певцом, народным артистом РСФСР Львом Лещенко, который выступал в городе в рамках фестиваля, посвященного 40-летию Великой Победы. Именно тогда, услышав песню А. Пчелова «Говори, отец», Лев Лещенко попросил у автора разрешения исполнить ее.
Активное участие в общественной жизни комбината и завода принимала и супруга Анатолия Раиса. Во время многих мероприятий городского и областного масштаба на сцене рядом с мужем выступала и она. Доказательством служит эта фотография из семейного альбома, которая запечатлела момент ее выступления в Норильске в рамках концертной программы, посвященной 60-летию ВЛКСМ. И это не первое ее выступление. В студенческие годы Раиса неоднократно пела на сцене. Песня сопровождает ее всю жизнь, что делает еще крепче их брачный союз. Она является первым ценителем творчества мужа, критиком и мудрым советчиком. Судьба так распорядилась, что ее работа всегда органично вплеталась в его трудовую деятельность. В Тирасполе они вместе трудились в научно-исследовательском институте. В Норильске Раиса Иустиновна работала на том же комбинате руководителем смены отдела технического контроля никелевого завода, в Каменке с 1990 года занимает различные должности в управлении культуры. Она всегда в курсе его дел, что и помогает найти оптимальный выход из любой сложной ситуации. Как тут не отметить: вдохновляя друг друга, каждый в отдельности достиг многого. За добросовестный труд Раиса Пчелова была удостоена медали «За трудовую доблесть», ей присвоено звание отличного работника культуры ПМР. Раиса Иустиновна активно участвует и в общественной жизни района – шесть лет возглавляет районное территориальное объединение профсоюзов, является членом президиума Федерации профсоюзов Приднестровья.
Почти десять лет работы в Красноярском крае, заслуженные почет и уважение в трудовом коллективе и в обществе, множество знакомых и друзей, готовых прийти на помощь в трудную минуту… Со многими из них Пчеловы до сегодняшнего дня держат связь. Казалось, эта семья навсегда закрепилась на красноярской земле. Однако по семейным обстоятельствам в 1985 году они вынуждены были вернуться на родину.
В Каменском районе Анатолий Степанович устроился на работу по первой специальности. Его назначили руководителем эстрадного оркестра клуба консервного завода, возглавлял вокально-инструментальный ансамбль «Колор», действующий при районном Доме культуры, был главным специалистом профильного управления. Именно здесь, в Приднестровье, Анатолий Степанович полностью посвятил себя творческой работе. Он сотрудничает с известными певцами и музыкантами, участвует в телевизионных передачах, становится лауреатом многих международных и республиканских конкурсов. Его труд востребован и оценен по достоинству.
Особую роль в его жизни и творчестве играет дружная, крепкая семья – жена и две дочери, Ирина и Елена, которыми он дорожит и которых нежно оберегает. Неоценимым подарком судьбы для Анатолия Степановича стали внуки. Для него главней всего – видеть своих родных здоровыми и счастливыми. Как тут не вспомнить чье-то мудрое высказывание: «Любить – это находить в счастье другого свое собственное счастье».
Агриппина ЛУКАШ.