Видный ученый, один из основателей Приднестровского государства и Приднестровского государственного университета, первый ректор ПГУ, в одном лице – преподаватель, исследователь, общественный деятель, политик, а по духу – борец, в любой ситуации сохранявший ясность мысли, – таков набросанный самыми общими штрихами портрет Василия Никитовича Яковлева. 25 августа нашему выдающемуся земляку могло бы исполниться 90 лет. Он не дожил до своего юбилея всего 2 года и 9 месяцев. 20 ноября 2013 г. В.Н. Яковлев ушел из жизни.
Василий Никитович – человек непростой судьбы. Не потому, что на его долю, как и на долю каждого из нас, выпало энное количество испытаний. А потому, что он, прекрасно зная о последствиях, не боялся идти против течения, отстаивать идеалы, выражаясь языком обывателя, «сам создавал себе проблемы». Нет, он не просто умел держать удар (что, согласитесь, встречается нечасто!), он, если это было необходимо, с готовностью вызывал огонь на себя, называл вещи своими именами и расплачивался за правду сполна.
У людей, неспособных на компромисс с совестью, судьба, и правда, очень непростая, тяжелая судьба. Василий Никитович, ветеран и инвалид Великой Отечественной войны, не привык прятаться за чужими спинами. Он был из тех, кто всегда шел в авангарде. Убежденный коммунист, советский человек до мозга костей, он никогда не был аппаратчиком, карьеристом. Родившись в селе, с детства привык к труду, тяготам и лишениям довоенных и послевоенных лет. Напряженные 30-е, оккупация, фронтовой путь, форсированные темпы восстановления разрушенного народного хозяйства в послевоенные годы выковали его характер.
Пережив совсем молодым человеком «новый порядок», насаждавшийся оккупантами, Василий Яковлев на всю жизнь проникся ненавистью к «коричневой чуме» и её рецидивам. Вот почему много лет спустя Василий Никитович занял твердую, непримиримую позицию в отношении поднимавшего голову в Советской Молдавии прорумынского национализма. Напрасно твердили националисты, что «против» могут быть только «русофоны», «манкурты». Яковлев, подобно многим участникам «Интердвижения», был молдаванином.
Родился Василий Никитович в селе Михайловка Рыбницкого района МАССР в молдавской семье. В неполные 18 лет, после освобождения Приднестровья, ушёл на фронт. Службу проходил в 330-м особом сапёрном батальоне 50-й гвардейской дивизии 2-го Белорусского фронта. Получил тяжёлое ранение в боях за освобождение Польши. За проявленные мужество и героизм был удостоен ордена Отечественной войны II степени и медали «За отвагу». Отвага никому не дается легко. Наш земляк был тяжело ранен в боях за освобождение Польши. В неполные 19 лет комиссован из армии как инвалид II группы.
Долгие месяцы лечения, реабилитации, на протяжении которых Василий не сидел без дела, а трудился в родном селе, помогал матери строить дом… И вот, в 1950 году Яковлев с отличием оканчивает вечернюю школу рабоче-крестьянской молодёжи. В 1958-м, также с отличием, – Кишинёвское отделение Всесоюзного заочного юридического института. В 1962-м оканчивает очную аспирантуру Кишинёвского государственного университета. В 1964 году под научным руководством профессора Х.И. Шварца защищает кандидатскую диссертацию по теме «Правовое регулирование заготовок фруктов и винограда в СССР», а в 1973-м – докторскую по теме «Страховые правоотношения в сельском хозяйстве».
О работоспособности Яковлева ходили легенды. Вставал он очень рано, делал зарядку и сразу садился за книги. Ложился поздно – имел обыкновение брать работу домой. Он был из тех, к чьему мнению прислушиваются. Его уважали. Где бы ни выступал (будь то университетская аудитория или сельский клуб), он находил благодарных слушателей.
С 1964 года В.Яковлев работает в Кишинёвском государственном университете старшим преподавателем, затем – доцентом, после — заведующим кафедрой гражданского права и деканом юридического факультета. В 70-е – 80-е годы он уже был авторитетным юристом-практиком, ученым, педагогом, его уважали также как одного из основателей юридического факультета Кишиневского университета. Ему было присвоено звание «Заслуженный юрист Молдавской ССР». В конце 80-х годов Яковлев заведовал в Академии наук Молдавии отделом аграрно-хозяйственного и экологического права.
За годы научной деятельности Яковлевым подготовлены сотни работ – монографий, учебников и учебных пособий, коллективных сборников, статей. Даже в преклонном возрасте он не переставал работать, готовил монографии по вопросам римского, аграрного, экологического, наследственного права, а также по связанным с ними вопросам истории (по истории развития юриспруденции, истории Древнего Рима (свободно владел латынью) и истории права Российского государства. Вот лишь некоторые из трудов: «Страховые правоотношения в сельском хозяйстве», «Экологическое право», «Римское право», «Земля России – неотчуждаемое достояние народа», «Древнеримское и современное российское наследственное право», «Горное право Государства Российского»…
В 1989 году, когда на столицу солнечной Молдавии легла коричневая тень, Яковлев, молдаванин по национальности, свободно владевший родным языком, активно включается в политическую борьбу. Как много позже отмечали его соратники по «Интердвижению», «выдвижение профессора-юриста Василия Никитовича Яковлева на рубеже 80-х годов на политическую авансцену явилось неожиданностью». Однако наглость, бесцеремонность, с которыми действовали националисты, требовали решительного отпора. Яковлев же был категорически против отказа от самобытности молдавского народа, ущемления кого-либо в республике по национальному и языковому признаку, разрыва многовековых связей между молдавским, русским, гагаузским и украинским народами в пользу сближения с «матерью-Румынией». Свою позицию он аргументирует и как юрист, и как историк, приводит веские доводы, которые вызывают ярость активистов народного фронта. Его начинают травить, используя и административный, и психологический прессинг. По инициативе президента Молдовы Мирчи Снегура, общим собранием членов АН МССР Василия Никитовича освобождают от работы за критику прорумынского правящего режима.
Расправа с инакомыслящими была в то время распространенным методом «политической борьбы» в республиканском центре. Понимая, что, оставшись в столице Молдовы, он будет лишен права голоса, а может – и жизни, Яковлев перевозит семью в Приднестровье, ставшее в те годы центром борьбы с прорумынскими устремлениями официального Кишинева. В Тирасполе он, юрист высочайшего уровня, вносит большой личный вклад в создание Приднестровского государства, в обоснование независимости ПМР, становится инициатором создания приднестровского вуза, будущего ПГУ.
На легендарном II Чрезвычайном съезде народных депутатов всех уровней Приднестровья Яковлев выступает с докладом «Советская власть в Молдавской ССР и ПМССР в опасности». Тогда же, на съезде, ему поручают организовать в Приднестровье независимый от ССР Молдова Приднестровский государственный университет (изначально он назывался – Тираспольский государственно-корпоративный университет). Под руководством Василия Никитовича ТГКУ был создан всего за несколько месяцев. В декабре 1990 года университет произвёл первый набор студентов и начал их обучение. Впоследствии в результате слияния с Тираспольским пединститутом на базе ТГКУ был создан ПГУ им. Т.Г. Шевченко, первым ректором которого и стал В.Н. Яковлев.
Помимо колоссальных усилий, направленных на создание нового вуза, а затем – учебной деятельности, Василий Яковлев умудрялся находить время и силы для работы в статусе государственного и общественного деятеля. В ноябре 1990 года он избирается депутатом Верховного Совета ПМР первого созыва. 25 августа 1991 года становится соавтором Декларации о независимости ПМР. В.Яковлев также является основным автором первой Конституции ПМР и автором многих первых законов Приднестровской Молдавской Республики. С декабря 1993 года его избирают председателем комитета Верховного Совета ПМР по вопросам законности, а также членом Президиума Верховного Совета ПМР. В 1995-м В. Яковлев избирается депутатом Тираспольского городского Совета народных депутатов.
Василий Никитович был не робкого десятка. Он не стеснялся говорить власть предержащим правду в глаза, не боялся выступать в оппозиции, будучи убежденным борцом. В тот период он решительно осуждал приватизацию муниципальной собственности. И, естественно, выступая с резкой критикой действий власти, обрел немало недругов. В 1996 году он лишается всех занимаемых постов, включая должность ректора ПГУ. А в 1997 году, разменяв восьмой десяток, под давлением обстоятельств принимает решение уехать в Россию.
Его ум, знания, опыт, принципиальность, известность в научных кругах не остаются невостребованными. Его приглашают в различные вузы России. Яковлев работает на ведущих должностях в Удмуртском государственном университете. Назначается руководителем отделения КПРФ в Удмуртии. Его имя можно найти в энциклопедии «Видные ученые-юристы России». Он же включен в список ста выдающихся ученых России. Написанные им монографии и учебники по древнеримскому и современному гражданскому праву многократно переиздавались.
В.Н. Яковлев воспитал несколько поколений молдавских, приднестровских и российских юристов. Многие его студенты ныне возглавляют органы государственной власти ПМР, сами преподают. Ректор ПГУ Галина Сандуца также является студенткой Василия Никитовича.
Науке посвятили свою жизнь дочь Альбина Васильевна Гоголева (доктор психологических наук) и внучка Валентина (ученый-юрист). В 2009 году Указом Президента РФ Дмитрия Медведева В.Н. Яковлеву присвоено звание заслуженного деятеля науки Российской Федерации.
Ушел из жизни Василий Никитович после тяжёлой продолжительной болезни, вдали от отчего дома, от дорогого сердцу Приднестровья, которому отдал столько сил. Но его прах похоронен здесь, на нашей земле. Церемония прощания с одним из основателей республики прошла 26 ноября 2013 года в Приднестровском госуниверситете, его детище. Прах В.Н. Яковлева погребен на кладбище «Западное». Президент Приднестровской Молдавской Республики Е.В. Шевчук посмертно наградил первого ректора Приднестровского госуниверситета Орденом Почета.
В прошлом году у главного входа в ПГУ состоялась церемония открытия мемориальной доски Василию Никитовичу. На открытии ректор ПГУ Галина Сандуца назвала Василия Яковлева «легендарной личностью, великим учёным, общественным и политическим деятелем». «Я сама была его ученицей, и отчётливо помню великолепные лекции профессора Яковлева по римскому праву, – сказала она. – По учебникам Василия Никитича до сих пор обучаются студенты-юристы. Мы будем вечно помнить его светлый образ и чтить его заслуги перед вузом и нашим государством». От имени Правительства ПМР выступила министр просвещения Татьяна Цивинская. Она назвала открытие памятной доски Василию Яковлеву глубоко символичным началом цикла мероприятий, посвящённых 85-летию вуза. «Его решающий вклад в основание университета, его заслуги в деле сплочения педагогического коллектива, его высокий профессионализм, честность и требовательность заложили основы главного вуза Приднестровья, флагмана отечественного образования», – подчеркнула министр просвещения.
В феврале 2015 года в ПГУ прошли первые Яковлевские чтения по теме «Традиции и новации в системе современного права». В работе конференции приняла участие представительная делегация ученых из России во главе с президентом Ассоциации юридических вузов РФ, президентом Международной славянской академии, доктором юридических наук, профессором Сергеем Бабуриным. Он рассказал, что многие годы лично знал Василия Никитовича, видел в его лице настоящего патриота, подлинного сына земли Приднестровской, удивительно трудолюбивого человека, последовательного, жесткого борца за правду, научную истину и справедливость. Яковлеву же, по словам Бабурина, принадлежит бесспорный вклад в дело создания ПМР, собирания и подведения под эту идею необходимой юридической базы, свидетельствующей об исторической обусловленности и правомерности с точки зрения международного права сделанного шага – создания Приднестровской государственности.
Нельзя не отметить, что восстановление «исторической преемственности и справедливости» произошло в отношении Василия Никитовича с серьезным опозданием. Да и то не в полной мере. До этого долгие 18 лет о Яковлеве в Приднестровье почти ничего не было слышно. А ведь он все эти годы не переставал любить свой народ, свой край, оставался приднестровцем по духу.
В самом деле, прав тот, кто говорит: слова «проявлял дипломатичность и гибкость» – это не про него. Но разве нашему народу нужны только гибкие люди? А как же герои – стойкие, принципиальные, непоколебимые? Откуда им взяться? Автор этих строк, к примеру, не видел ни одного ветерана Великой Отечественной войны, который был бы «гибким». А Василий Никитович был ветераном, стоял, несмотря на инвалидность, «и тверд, и прям». Так чего же мы ждали? Добавим, что, как писал соратник Василия Яковлева по «Интердвижению» Петр Шорников, «политик по определению не может нравиться всем».
И пусть у каждого свое отношение к Василию Никитовичу – историю нужно знать такой, какой она была. Такого мнения, во всяком случае, если мне память не изменяет, всегда придерживались приднестровцы.
Конечно, можно было бы ещё многое сделать, чтобы восстановить справедливость, отдать дань памяти этому незаурядному человеку – и это нужно сделать. Главное – помнить, что нужно это не столько Василию Никитовичу и его семье, сколько нам самим. Ведь отношение к Яковлеву – одно из характерных явлений нашего общества, столь склонного впадать в крайности и так опасно подпадающего под влияние «корпоративной этики». А нужны, как в годы образования республики, единство, преемственность, убежденность, что борешься за правое дело. У Яковлева, борца по духу, ученого, общественного и государственного деятеля, человека с очень непростой судьбой, такая убежденность была.
Николай Феч.