Сложно представить, насколько мы все привыкли к некоторым вещам. Например, к электричеству. Много сегодня найдется людей, способных зажечь керосиновую лампу? А многие ли производственники помнят, что сравнительно недавно все станки были на паровом приводе? Да простые свечки сейчас не у всех есть, потому что «свет есть всегда», и малейший перебой воспринимается как апокалипсис. А ведь кто-то это электричество доводит до домов. И наш рассказ – об этих людях.
ДООО «Мегаэлектромонтаж» («МЭМ») фактически создано в 1970 году – тогда оно называлось Тираспольское монтажное управление треста «Молдэлектромонтаж», который, в свою очередь, был частью треста «Центрэлектромонтаж» с головным офисом в Москве. Такая вот запутанная советская иерархия.
Впрочем, это все сложно только на первый взгляд. На самом деле Тираспольское предприятие выполняло работы по общесоюзным планам, потому и должно было как-то коррелировать свою деятельность с Москвой. А первые проекты «Мегаэлектромонтажа» действительно имели всесоюзное значение – например, Рыбницкий металлургический комбинат и Тираспольский ХБК. Причем тогдашняя структура предприятия была такова, что позволяла охватить все сферы – и промышленность, и сельское хозяйство, и жилищное строительство, и Дома культуры, и кинотеатры («соцкультбыт», как ее тогда называли). Кстати, прожекторные мачты, которые освещают площадь Суворова в Тирасполе, – тоже их рук дело. А география работ была от Каменки до Сергеевки (это где лагерь отдыха на Черном море).
Потом были 90-е, развал Союза и растаскивание некогда единой системы по национальным углам. Тысячи предприятий закрывались навсегда, но «Мегаэлектромонтаж» выстоял. Как?
– Там работали, тут, в командировки люди ездили… Маневрировали, в общем, – говорит Иван Димов, директор ДООО «Мегаэлектромонтаж».
Говорит неохотно. Видно, маневрирование было тяжелым. Но, с другой стороны, в те годы никому легко не было.
Современное название компания получила уже в 2006-м, после очередной реорганизации. Однако несмотря на все сложности переходного периода, «Мегаэлектромонтаж» сумел сохранить уникальную производственную базу, которая постоянно обновляется. Есть и свой парк спецтехники – автокраны и автовышки, аккредитованная лаборатория и самое главное – штат высококлассных специалистов. Благодаря всему этому предприятие может выполнять (и выполняет) любые виды электромонтажных работ.
Собственно, словосочение «любые работы» в отношении «Мегаэлектромонтажа» означает действительно любые работы. В длинном списке возможностей – установка опор ЛЭП, устройство наружных (в том числе подземных) и внутренних электросетей, подстанций, разработка траншей и ям под кабели и не только, монтаж металлоконструкций и даже «изготовление нестандартного оборудования по эскизам заказчика». «Мегаэлектромонтаж» может даже самостоятельно изготовить электрощиты и электрошкафы (то есть те самые коробки на стенах с надписью «ЩО» вполне могут оказаться тираспольского производства).
– Ну так импортозамещение же, – улыбается Димов.
В общем, действительно все: начиная с проектно-сметной документации и заканчивая обслуживанием электросчетчика (который сами же и установят). Фактически ограничение только одно – напряжение в сети должно быть до 36 киловольт. Впрочем, таких сетей у нас в стране совсем немного, и для работы с ними есть специальная организация.
– А какое отношение к вашей деятельности имеют металлоконструкции?
– Самое прямое. Если монтаж электрооборудования идет по правилам, а по-другому мы и не делаем, то все кабели должны лежать в специальных защитных коробах, для них нужны мачты, столбы, кронштейны и так далее… И мы могли бы ждать эти элементы от стороннего поставщика, но лучше делать самим. Тем более, что очень часто все это оборудование для каждого проекта уникальное.
Недавно предприятие начало развивать новое направление – теплотехническое. Это газовые котельные, отопительные системы и даже сантехнические работы.
– Как-то вроде бы далеко от вашей основной специальности…
– Да нет, как раз рядом. Например, частный дом или небольшое предприятие. Там ведь вода может подаваться электрическими насосами, или котел на отопление может быть электрическим.
– Так ведь, вроде, есть уже организации, которые это все делают?
– Но и жизнь не стоит на месте. Есть рынок, он растет, есть заказы. А у нас есть грамотные специалисты и качество работ. Почему бы не взяться?
Этих специалистов, по словам Димова, предприятие готовит самостоятельно. Да, приходят выпускники и колледжей, и университета, но у них есть только знания. А в работе монтажника опыт не менее важен.
«Монтажника растят с нуля. Меня самого так учили, и я так учу. Вот он (молодой специалист) приходит, а учим мы его здесь», – безапелляционно заявляет директор «МЭМ». На предприятии, по его словам, пробовали создавать что-то типа молодежных бригад, но вернулись к проверенному годами наставничеству. Разумеется, никто не отрицает важности теоретической подготовки, но практический опыт бесценен.
– А не боитесь, что вот так обучите человека, а он убежит?
– Боюсь, конечно (смеется). Да, так бывает. Но последнее время наоборот получается – люди, которые когда-то ушли в другие конторы, а кто-то даже вообще за границу уехал, сейчас возвращаются к нам.
И что характерно, возвращаются не только и не столько из-за денег. Коллектив у нас хороший.
Наверное, так и есть, раз возвращаются.
– Героев труда можете назвать?
– А вот героев у нас нет, все работают ровно, – неожиданно заявляет Димов.
И в самом деле, откуда взяться трудовому героизму, если можно просто нормально спланировать работу?
А планировать и работать есть где. Сегодня «МЭМ» выполняет сразу несколько проектов социальной инфраструктуры. Из уже реализованного – монтаж электрооборудования в новых корпусах Тираспольского лечгородка, подстанции там же. Школа в Рыбнице, бассейн в Бендерах и много чего еще. Кстати, в свое время «МЭМ» поработал и по программе АНО «Евразийская интеграция». Но, как говорит сам Димов, им повезло – успели получить деньги еще до того, как все разбежались.
– Ну и личный вопрос. Вот вы занимаетесь электромонтажом уже более 40 лет. А почему вообще решили пойти в эту профессию?
– Знаете, когда-то очень давно я увидел, как монтажники устанавливают освещение в селе. Это в конце шестидесятых было. И вот когда было село темное, а потом раз – и везде лампочки, светло… Вот тогда я и понял: есть электричество, есть и цивилизация. И вот этим мы и занимаемся.
Сергей Ирошников, г. Тирасполь.
Фото Виктора Громова.