Первое, что бросается в глаза при въезде в село Плоть Рыбницкого района, – это колодцы. Возле каждого дома на видном месте красуется конструкция колодца – облагороженного источника удивительно вкусной и живительной воды.
На видном месте, с выкрашенной крышей и забором, под сенью винограда или фруктовых деревьев, окруженный высаженными цветами, колодец виден даже с дороги, и никто из хозяев никогда не откажется угостить путника водой. В самом центре села манит прохладной влагой родник с бассейном, опоясанный забором, возле которого возвышается поклонный крест, а на фронтоне – текст на молдавском языке: «Апа буне – сэнэтатя ыць адунэ» (хорошая вода здоровья прибавляет).
А всего в селе более 200 родников и колодцев, многие из которых имеют свои названия: «Изворул де ла Огруд», «Изворул де ла яз боегреск», «Изворул циганилор». Но чаще колодцы называют по фамилиям хозяев. Отношение к родникам у жителей села бережное: вода, как ни крути, основа жизни на земле, величайший дар природы. Попьешь холодной, хрустально-чистой, вкусной, свежей воды из родника – и сразу усталость куда-то уходит, а сил и здоровья прибавляется.
Конечно, есть в селе и другие достопримечательности, каждая из которых представляет интерес. Село с многовековой культурой и богатым историческим наследием – настоящая жемчужина родного края, куда хочется возвращаться вновь и вновь…
Село Плоть, по имеющимся документальным подтверждениям, основано в 1736 году. Хотя эта дата подвергается сомнению: на старом кладбище обнаружены могильные плиты, датированные 1441 годом. Начало поселению положили люди, бежавшие от османского ига из Болгарии и Бессарабии. Название села произошло от слова «плопь» – в переводе с молдавского «тополя»: эти деревья с давних времен любили высаживать наши предки. В селе абсолютное большинство граждан – молдаване, которые разговаривают на родном языке, но так же легко переходят на русский и украинский, и чаще в беседе используют трехъязычие.
В истории села есть один интересный факт. В 1894 году здесь по инициативе и на личные средства владельца имения князя Петра Трубецкого была открыта сельскохозяйственная станция с целью изучения растений в условиях южного засушливого климата. И до самой первой мировой войны коллектив ученых проводил всевозможные опыты и изыскания. Многие практические выводы и рекомендации вошли в учебники по земледелию и другие научные труды.
Вся история запечатлена в экспонатах и документах сельского музея, а его заведующая Ольга Цуркан знает о селе, его исторических событиях и сельчанах, кажется, всё. Свои знания старается передать посетителям, и делает это мастерски – вся история от XVIII века до наших дней предстает перед глазами…
Село пережило все этапы строительства новой жизни – революция, гражданская война, коллективизация, голодные тридцатые годы. 700 жителей села ушли на войну, и половина из них не вернулась домой с поля боя. Напоминанием о суровых военных годах служат памятники погибшим при защите села советским воинам и памятник жертвам фашизма – в селе было расстреляно 300 евреев.
Совсем другая жизнь началась в послевоенное время, когда село восстанавливалось и развивалось невиданными темпами. Именно в это время здесь были построены коровники, тракторные бригады, школа и детский сад, просторный Дом культуры. Слава о трудовых успехах колхоза-миллионера «Заветы Ленина» гремела на всю республику.
А еще село дало миру много достойных граждан, и один из них – известный молдавский поэт-фронтовик Петр Крученюк, у которого более полусотни поэтических сборников, переведенных на десятки языков мира. Кстати, в июле в селе будет отмечаться столетие замечательного поэта.
Новые времена – новые герои. После распада Союза и разрушения колхозов многое изменилось, и, увы, не в лучшую сторону. Однако и в нынешних условиях жители села Плоть стараются не терять оптимизм и наполнить жизнь новым смыслом. Работают школа, детский сад, почта, библиотека, есть в селе и магазины и даже кафе-бар, где можно отдохнуть и провести юбилей или другое торжество. Работники Дома культуры проводят интересные, а иногда и уникальные мероприятия – и это притом, что сам Дом культуры нуждается в большом ремонте…
Есть в селе необычный уголок – восстановленная сельская усадьба тридцатых годов XX века. Восстановил ее внук Романа Даниловича Глинки – уроженец здешних мест, российский предприниматель Сергей Глинка. В доме сохранена обстановка крестьянской семьи довоенного времени, мебель и утварь старинная, как и скатерти, ковры и дорожки на полу. Во дворе – подвалы, сараи, амбар, колодец, все, как было почти 100 лет назад. И именно на территории этой усадьбы работники Дома культуры и заведующая музеем устроили реконструкцию сельской свадьбы – так, как ее делали наши дедушки и бабушки. Материальную часть мероприятия взял на себя Сергей Глинка. Посмотреть на эту свадьбу приехала даже гостья из Тирасполя – приднестровская поэтесса Галина Гурски, которая была в восторге от увиденного.
Любят свое село жители. Вот и старшеклассницы Карина Шаинская и Кристина Бордюжа (на снимке) говорят, что никуда не хотят уезжать из родного села. А всего-то нужно – организовать небольшие предприятия, чтобы была работа для молодежи. Какие? Да хоть цех по производству столовой воды – она в родниках не хуже той, импортной, что мы покупаем в магазинах. Или другой какой бизнес поднять, чтобы молодежь оставалась и укоренялась на родной земле. И пусть родники будут полноводны – чем больше из родника воды берешь, тем большее ее прибывает, пусть звенит вечерами у родников смех влюбленных, пусть играют свадьбы молодые. И пусть живет прекрасное село с людьми, у которых сердца чисты, как родниковая вода!
Дина Листюгина.