Домой Агросектор Жить по законам земли

Жить по законам земли

0

Рабочий день Александра Додона, агрария из села Шипки, начинается в половине шестого утра. Ежедневный контрольный объезд полей площадью 200 гектаров за много лет сложился в особый жизненный уклад, который начинается с ранней весны и продолжается практически до зимы.

«Сегодня, – говорит Александр, – я планировал опрыскивать кукурузу, но с утра, объехав поля, увидел, что важнее в первую очередь обработать подсолнечник». Опытный агроном, он с первых лет работы в сельском хозяйстве чётко понял, что ситуация с той или иной культурой по причине природных условий может качественно измениться буквально за один день. Мы не стали выяснять, что послужило изменению первоначального плана. Просто у Александра Васильевича на это дело особое чутье. Он вообще предпочитает работать на опережение, исходя из главной предпосылки агрария: «Вчера было рано, завтра будет поздно». К примеру, никогда не ждёт полных всходов амброзии, одного из самых зловредных сорняков. Едва только появился у растения четвёртый листок, начинает обработку гербицидами. «Упустишь это время, – продолжает он разговор, – сорняк приобретёт устойчивость к препарату. Но если на раннем периоде применишь правильную дозу состава, потом можешь не беспокоиться, сорняк посевам уже не страшен».

В нынешнем году Додон засеял свои гектары пшеницей, кукурузой и подсолнечником. В порыве откровения признался, что любит свои поля, как детей, для которых ничего не жалко: ни удобрений, ни техники, ни времени. И в это трудно не поверить. Действительно, заботится он о своей земле и посевах, как истинный хозяин. И она платит ему той же монетой. Наверное, всё в этой жизни имеет особый смысл. Вот даже названия сортов пшеницы, которые используют приднестровские землепользователи, говорят сами за себя – «Щедрость» и «Мудрость». И как здесь не увидишь символ? Ведь всё в нашей жизни идет от земли – и щедрость её неизмеримая, и мудрость живущего по её законам труженика.

По итогам прошлого года Александр Васильевич Додон в среднем получил урожай пшеницы 56 центнеров с гектара, но на ряде экспериментальных полей сбор зерновых оказался вовсе потрясающим – 65,4. Это был лучший результат в Григориопольском районе. В нынешнем году он намерен улучшить показатели. Но как все аграрии, Александр чуточку суеверен и, несмотря на прекрасный предварительный результат нынешнего сезона, считает, что говорить об итогах рано. Уборка покажет. Но, тем не менее, согласился на наши просьбы хотя бы в общих чертах открыть кое-какие секреты.

Слушать этого увлечённого человека было большим удовольствием. По сути, он прочитал научно-популярную лекцию. Додон прекрасно разбирается в химическом составе удобрений, используя в своей работе агронома знания, полученные ещё во время учёбы в Тираспольском совхозе-техникуме, и современные наработки, почерпнутые им на регулярных семинарах, организуемых минсельхозприроды, в Интернете, у коллег-аграриев, в специальной литературе и т.д.

Он начинает работать на полях с зимы, иногда прямо по снегу, чтобы весной, когда поле будет раскисшим от влаги и к нему не подберёшься ни пешком, ни на технике, озимые имели возможность подкормиться. Существует два вида подкормки – корневая и некорневая, предназначенная для наземной части растения, или, как говорит Додон, для листочка. Понятно, что корневая – главная, а вторая – для растения, по образному выражению самого Александра, как чашечка кофе после сытного обеда. Свою нынешнюю пшеницу отец-аграрий «кормил» уже не менее 4 раз, строго выдерживая необходимые сроки, но соизмеряясь с погодными условиями. Культура, по его словам, получила все макро- и микроэлементы: фосфор, азот, калий, цинк, железо, серу, – словом, всё, что только могла пожелать. В применении последнего из перечисленных веществ он видит особый смысл, обретённый в результате многочисленных опытов. (Кстати сказать, Додон – прирождённый экспериментатор, у него ни один сезон не проходит без новых исследований. Он никогда не работает по одной, пусть даже хорошо проверенной и зарекомендовавшей себя технологии.) Относительно серы он поведал следующее: порой в пожелтевшей пшенице аграрии видят недостаток азота, а на самом деле культуре не хватает серы, без которой не усваивается азот. И если такое произошло, вряд ли можно ожидать хорошего урожая. Уже опоздали. Именно поэтому со всеми болезнями Александр борется профилактически.

Конечно, всю информацию, поведанную нам, не разместишь на скупой газетной площади, но важен результат, который предстал перед нашими глазами, – пшеничное поле в стадии образования колоса. Это был непроходимый массив крепких, здоровых стеблей, бегущих по ветру зелёными волнами. Можно было бесконечно любоваться этим завораживающим зрением. Из восхищённого созерцания вывел голос Александра Васильевича: «По поверьям, если 9 мая в пшенице может спрятаться ворона, то значит урожай будет». Это было 16 мая, но в пшенице могла не только ворона укрыться, а сгинуть целая волчья стая.

Вообще-то по специализации Додон овощевод. Он начинал трудовую деятельность помощником бригадира овощеводческой бригады. Потом стал агрономом хозяйства. Но в середине 90-х ушел из колхоза и занялся индивидуальной деятельностью. Он раньше своих коллег почувствовал зов земли, на которой мог хозяйствовать, соизмеряясь со своими желаниями и представлениями. В первый же год самостоятельного плавания – это был семейный подряд по выращиванию капусты, арбузов и лука – он с 6 гектаров убрал небывалый урожай белокочанной капусты – 1200 центнеров с одного гектара. Это был рекорд из рекордов. Александр применил собственные технологические методы, опиравшиеся на ранее проведённые опыты. Капусты было столько, что не знал куда девать. Её меняли на стройматериалы, вывозили на рынки, этим овощем была обеспечена вся округа… Но сколько бы её ни вывозили, она всё не кончалась. Капусту убрали в бурты под солому и забросали землёй, рассчитывая весной, когда цена повысится, заработать ещё больше. Но грянула зимняя оттепель, пошёл сильнейший дождь, размывший солому и землю, а потом пришли морозы… Словом, к весне продавать уже было нечего. Однако этот первый опыт самостоятельного хозяйствования придал импульс всей его дальнейшей деятельности. Главное, что обрёл Александр, – это возможность экспериментировать. И это для него было самым важным.

Сегодня, несмотря на достаточно успешный бизнес, у него болит душа за овощеводство, нынешнее производство которого не идёт ни в какое сравнение с тем, что было в годы молодости. С удовольствием бы сам занялся выращиванием томатов и перца, но давно уже нет оросительной системы, и село обезлюдело. Без этих факторов овощеводство не возродишь, поэтому занимается тем видом аграрной деятельности, которая обходится малым человеческим ресурсом и максимальной механизацией.

Он бесконечно любит землю, на которой живёт. Никогда не ездил на заграничные курорты и не собирается. «Мой самый лучший отдых здесь, на поле!» – убежден Александр. Ну а во дворе своего дома для себя и людей, работающих в его небольшой фирме, построил помещение, где разместил теннисный и бильярдный столы, приобрел электрочайник, и всегда есть в запасе чай, кофе, конфеты, печенье. Здесь они  отдыхают после праведных трудов на земле и нередко обсуждают проекты развития своего предприятия. Во всех планах и начинаниях рядом верное плечо жены Елены Павловны, на которой лежат обязанности бухгалтера и инженера. Как бы удивительно это ни звучало, но именно она на производстве главная по технике. Эта хрупкая женщина не только в деталях и механизмах досконально разбирается, но сама, если надо, любую сварку произведёт.

Возвращаясь в редакцию – а путь был неблизким, – невольно сравнивали попадавшуюся в поле зрения пшеницу с полями Додона. Лучше не встретили.

Галина БЕЗНОСЕНКО.

с. Шипка, Григориопольский р-н.

Exit mobile version