Читателю газеты «Днестровская правда», думаю, будет небезынтересно узнать имена журналистов, которые в свое время создавали летопись города. Смотрю на снимок и невольно ухожу в воспоминания.
Нет, не зря, работая в конце семидесятых со многими, кто изображен на этой фотографии, чувствовал себя счастливым человеком. Ведь я имел честь здороваться с ними за руку, читать первым их еще неопубликованные материалы, и как молодой журналист завидовать.
Вера Андреевна Сутягина – редактор газеты (на снимке в центре в темных очках). Интеллигентная, строгая женщина. В конце каждого рабочего дня, привычно жалуясь на головную боль не только своему секретарю Галине, но и всей редакции, она за закрытыми дверями кабинета еще раз сама перечитывала номер завтрашней газеты, который спешил отправить в типографию ответственный секретарь. Она была недовольна, хотя понимала, что так надо, когда ее приглашали на какие-то важные мероприятия: заседания бюро горкома партии, сессию горсовета и т.д., зная, что потом нужно будет наверстывать упущенное время – ее как редактора никто не заменит.
Ох уж эти 220 строчек в день! Такую норму для корреспондентов ввела она и строго следила. Вера Андреевна хорошо владела ситуацией на каждом заводе, в организации, учреждении, знала многих людей, и это, конечно же, помогало в подготовке материалов к печати. Помню, проявил инициативу и пошел на кирпичный завод, где одним из руководителей был мой приятель (надеялся, что он поможет мне с заметкой). Так бы оно в общем и вышло, но, прочитав статью, редактор спросила: «А ты часом не обратил внимание на большие кучи кирпича во дворе завода? Не поинтересовался, откуда они?». Я признался, что видел, но не придал этому значения. «Так вот о них нужно было и рассказать, – откладывая статью в сторону, продолжила редактор. – Это брак, пережжённый кирпич, а ты вовсю расхвалил производство. Не пойдет такая заметка, возвращайся на завод и напиши о бракованном кирпиче».
Умела Вера Андреевна с молодыми кадрами работать, хотя и из-за её всегда чересчур серьезного и занятого вида в этом можно было и сомневаться. Как-то нашла она в одной фамилии ошибку и говорит: «Хорошо, что знаю человека. Представляешь, какую обиду нанесли бы ему? Советую впредь не стесняться и переспрашивать фамилии, а еще лучше, для уверенности, написав их в блокноте, показать собеседнику. Ненавязчиво, как бы между прочим».
Рядом с В. Сутягиной с правой стороны от представительного мужчины в самом центре, секретаря райкома партии, выглядывает Моисей Михайлович Ланда. Он был заместителем редактора, заведующим отделом партийной жизни. Опытный: и как журналист, и вообще как человек. В «Днестровку» пришел из районной газеты, по-моему, из Флорешт. Чтобы быстрее освоиться на новом месте, старался быть на виду, знакомился с людьми, потом вычитывал материалы сотрудников отдела, а свои обычно писал после работы или в гостинице, где жил до получения квартиры. Скоро, убедились мы, он знал имена всех руководителей и секретарей парторганизаций, других общественных активистов. В его записной книжке-алфавитке были помечены не только номера их телефонов, но и другие имеющие для него значение даты и события. И мы не удивлялись тому, когда слышали от него при разговоре примерно такое: «Здравствуйте, товарищ именинник, или сегодня у вас отчетно-выборное собрание, хочу присутствовать; по-моему, завтра у вас запуск новой линии…».
Да, поучиться у него можно было многому. Послали меня на комсомольское собрание в одну организацию. Перед тем, как ехать туда, Моисей Михайлович дал установку: «Постарайся сделать материал правдивым, то, что собрание пройдет организованно и выступят ребята, уверен, но будут ли они откровенны, скажут ли вслух то, что их волнует? Вот вопрос. А ты приди заранее, встреться с комсомольцами во время обеда, на рабочем месте, поговори с ними, попробуй вывести на разговор по душам… «Нарисуй картинку» не только собрания, а всей комсомольской организации». Так я и сделал. Меня потом ребята завода благодарили, у них и инструмент новый появился, и руководителя в одной бригаде сменили, и футбольной команде купили форму и мячи, и танцы в клубе по выходным начальство разрешило проводить… Да и мне самому понравилась статья – писалась она легко, я повторял слова, которыми поделились со мной молодые. Ничего не сочинял, не фильтровал.
А самый крайний на снимке справа – еще один аксакал тираспольской журналистики 70-80-х годов Гаврил Никитович Чернецкий. Уважаемый человек. Фронтовик, имел награды. В конце войны написал в армейскую газету свою первую заметку, с которой и началась для него журналистика. Окончил заочно институт, работал в районных газетах, корреспондентом республиканского радио. Словом, мэтр. В те годы Тирасполь заметно развивался экономически, строили новые предприятия, жилье, город благоустраивался. В отдел промышленности и транспорта редакции требовался опытный журналист, хорошо разбирающийся в экономике, технике и технологиях, ну и, конечно же, в производственниках. Такого человека и пригласила на работу в «Днестровку» редактор.
Много добрых слов можно сказать о Г. Чернецком как о человеке и журналисте. Но на одном его качестве – неравнодушии ко всему и постоянном желании бороться с недостатками – остановлюсь особо. Однажды он ознакомил меня с будущей своей статьей о работе аграрно-промышленного объединения, которое в то время было на плаву. Оно занималось переработкой зеленого горошка. Казалось, все шло хорошо, план выполняли и перевыполняли, были высокие показатели, передовики, но Чернецкий заострил внимание на том, почему часто не все груженные сельхозсырьем машины попадают на территорию завода имени 1Мая, а остаются за проходной. Как выяснил, мощности предприятия были задействованы полностью, поэтому принимали горошка столько, сколько можно было, остальной, не найдя другого переработчика, возвращался в хозяйства, а значит портился или совсем пропадал. Вот такую проблему поставил журналист, и ее услышали на самом высоком уровне. Бюро горкома партии приняло решение обязать другие консервные заводы города производить переработку зеленого горошка, срочно переоборудовав для этого имеющиеся технологические линии.
Увидев на фотографии Ивана Петровича Кильчика, а он на снимке стоит за В. Сутягиной слева, хочется сказать несколько слов и о нем. Прежде чем стать корреспондентом «Днестровской правды», он работал учителем физкультуры, тренером, потом в колхозной многотиражке села Малаешты Григориопольского района. Начав с заметок о спорте, Иван Петрович пошел дальше: писал зарисовки о тружениках села, репортажи с полевых станов и тракторных бригад. Журналистом сделал себя сам: был трудоголиком и разносторонним человеком, много читал и перенимал опыт коллег. В «Днестровке», в период давления на приднестровский народ националистических сил Молдовы, под его фамилией часто выходили материалы о патриотизме местных жителей, их желании оставаться жить на родной земле, чувствуя на ней себя хозяином.
В разные годы в «Днестровской правде» работали разные люди, которые своими публикациями рассказывали о жизни Тирасполя, создавали имидж печатного издания. На архивном снимке участников одного республиканского семинара журналистов вы видите тех, о ком коротко рассказано выше. Многие собратья по перу остались за кадром, и о них при удобном случае мы еще расскажем. Журналисты «Днестровской правды»… Вчерашние и сегодняшние. Это и им посвящены слова известной песни о корреспондентах: «…Трое суток не спать, трое суток шагать ради нескольких строчек в газете». С праздником, коллеги!
Александр ДОБРОВ.
На фото слева направо: Валерий Кожушнян – корреспондент многотиражной газеты «Энергетик»; Владимир Кузнецов – редактор многотиражной газеты «За доблестный труд»; Татьяна Руденко – корреспондент газеты «Днестровская правда»; Иван Кильчик – редактор городского радио; Вера Сутягина – редактор «Днестровской правды»; Виктор Старик – корреспондент газеты «Советская Молдавия»; Моисей Ланда – заведующий отделом «Днестровской правды»; Марьяна Ройзен – редактор многотиражной газеты «Энергетик»; Николай Плотников – редактор многотиражной газеты «Строитель Приднестровья»; Гаврил Чернецкий – заведующий отделом газеты «Днестровская правда».