Домой Общество Завещали не забывать

Завещали не забывать

0

«Фото фронтовика из семейного альбома»


Сколько лет мы накануне Дня Победы слушаем рассказы о войне, читаем военные истории в письмах, и все равно каждый раз слезы на глазах и мурашки по коже. Откликнувшись на объявление о старте в нашей газете нового проекта под названием «Фото фронтовика из семейного альбома», посвященного 76-й годовщине Победы, наши читатели присылают письма с рассказами о своих фронтовиках и их фотографии.

Приднестровцы – народ патриотичный. Многим хочется поделиться тем, что так важно для них самих, что так берегут в сердцах и памяти – семейными историями, вплетенными в одну, нашу общую большую историю. Так, на прошлой неделе на электронную почту газеты пришло письмо от заместителя директора по учебно-воспитательной работе Елены Понуркевич, которая так душевно, так трогательно рассказала историю своих дедушек и бабушки, прошедших войну…

Михаил Фёдорович Соколик

«Мой дедушка Михаил Фёдорович Соколик был призван в ряды Красной Армии в 1944 году. Участвовал в освобождении Молдавии, Румынии, Венгрии. Служил в танковых войсках, воевал на легендарном Т-34. Его любимая песня – о трёх танкистах, весёлых боевых друзьях. В память о дедушке моя семья хранит его фотографии, награды и два письма с фронта.

Другой мой дедушка Сергей Иванович Кутыркин и бабушка Надежда Трофимовна Подлубная (Кутыркина) всю войну прошли в одной 89-й стрелковой Белгород-Харьковской Краснознаменной дивизии, дошли до Берлина. Сергей ушел на войну 22 июня 1941 года, а Надежда – весной 1942-го. Ему тогда было 18 лет. На фронт попал через два месяца. Был шофером в разных подразделениях. Знал особые методы ухода за машиной, а главное  – тонкости водительского мастерства. Со временем стал водителем у генерала.

Надежда Трофимовна Подлубная (Кутыркина)

Было такое происшествие в его службе. Сергей сидел на дереве в дозоре, приказали себя не обнаруживать. Но не выдержал и сбил вражеский самолет – уж слишком низко тот летел. В самолете оказалась важная персона с секретными документами. Начальство хотело представить к награде сбившего, но Сергей не признался, что это было дело его рук, так как за нарушение приказа – под трибунал. Через лет 20 в Москве Сергей встретился с генералом, тот писал книгу военных воспоминаний и сказал, что еще не поздно признаться и получить Героя Советского Союза и все положенные этому званию материальные блага. Но и в этот раз мой дедушка не признал своего подвига. У ефрейтора Сергея Кутыркина было более 10 наград: ордена Отечественной войны (дважды), Красной Звезды, знак «Гвардия» и медали  «За освобождение Белгорода», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией» и другие. Не только награды принес дедушка с войны, но и три ранения. Большой осколок рядом с позвоночником проносил до конца жизни. Через икры обеих ног пуля прошла навылет. И третье ранение – искореженные пальцы рук.

Сергей Иванович Кутыркин

В конце 1946 года дивизию, в которой служили дедушка и бабушка, из Берлина демобилизовали в Москву. Тогда генерал предложил Сергею работу при штабе, квартиру, вечернее отделение автодорожного института, но бабушка очень хотела вернуться на Родину, в поселок Карманово Григориопольского района. И дедушка поехал за ней. Любовь позвала. Поезд шел из Берлина и, когда пересек границу СССР, остановился. Люди выскочили из поезда, бросились на землю, плакали, обнимали и целовали ее. Среди них была и моя бабушка Надя.

Её призвали в армию с берегов Азовского моря, была вольнонаемной рядовой. Получила два ранения, одно из них тяжелое – в грудь. Дедушка Сергей помогал ей во всём. Что касается наград, то, хоть вольнонаемных обычно не награждали, она за ответственность и риск получила на фронте медаль «За Победу над Германией», значки отличника, а после войны у рядовой Надежды Подлубной было уже много медалей. Когда с поля вытаскивала раненых, получила награду «Спасибо, сестричка …».

Бабушка потом рассказывала: «Дисциплина была крепкая. Делали всё: раненых носили, снаряды подавали, землянки копали, на посту стояли. Перемещались по всей Европе в основном пешком и немного на поезде, машине, телеге, с тяжелыми грузами по обслуживанию. Обстирывали, одевали солдат. Глядя на одежду после боя, плакали: она была насквозь в крови, гимнастерки в дырках, штаны без штанин. От мыла образовывались экземы на руках, от холода коченели пальцы, но расслабляться было нельзя. Всю жизнь потом во сне я видела лица погибших солдат и слышала вой бомб. Это не забывается…». И дедушка после войны во сне кричал: «В бой, стреляй, давай снаряды! Вперед!».

Каждый год 9 Мая на Мемориале Славы бабушка Надя и дедушка Сережа вспоминали погибших подруг, друзей. И нам завещали не забывать, чтить память о тех годах и о тех людях, настоящих героях».


Историю записала Татьяна Астахова-Синхани.

(Фото из семейного архива.)

Exit mobile version