Домой Общество Здесь каждый дом знаком

Здесь каждый дом знаком

0

О моем городе можно говорить бесконечно.  Нравится, что он весь в зелени и цветах, чистый и опрятный, на его улицах гармонично уживаются многоэтажки с частными домиками. Каждый такой дом — это история.


В середине прошлого столетия мне посчастливилось появиться на свет на одной из таких уютных, чистеньких улочек, где я прожил большую часть жизни. Находится она в посёлке Шёлковом и названа в честь текстильщиков. Сейчас живу поблизости, что позволяет мне бывать на родной улице каждый день.

Тихо сейчас стало на ней. Выросли дети и разъехались по всему свету. А ведь когда-то здесь было многолюдно. Жизнь кипела, детей полным-полно. Причём разных возрастов. Шум и гам с утра до ночи. Дружными мы были. Не без ссор, конечно, как же без них. Мы так увлекались всевозможными играми на улице, что даже некогда было забежать в дом и нормально поесть, несмотря на уговоры родителей. Но они нашли выход из положения. Выносили на улицу ящик или табурет. Ставили на него банку повидла, буханку хлеба или казан варёной картошки в «мундирах», доставали сало.  На улице всё съедалось мгновенно. Витька, мой брат, дома сало на дух не переносил. А на улице, за компанию, наворачивал. Да ещё как! От лука жареного его воротило. А когда выносили скибки хлеба, намазанного толстым слоем жареного лука с томатом, то ел, аж за ушами трещало. Ну не чудо!

Да, было время! За день так набегаешься, что домой еле ноги тянешь. Помоешься – и в постель. Книги запоем читали, пока не засыпали. Родители вставали, убирали на место книги, заботливо укрывали одеялами и выключали ночники.

А как родители праздники отмечали?! Выносили на улицу стол и накрывали. Несли сало, плацинды, ливерную и кровяную колбасу, помидоры лук, вино домашнее. Так вкусно было! Чуть позже, подобрев, приносили баян и пели под него песни. Вели разговоры. Всё было мирно, без скандалов. Рассказывали друг другу о нелёгкой жизни. Мы, дети, замирая, слушали, то жалея, то восхищаясь. И смех, и слёзы рядом были. Трудная доля выпала родителям, но они не унывали. Растили нас, строили дома и строили город. Все жили в мире и согласии, были как родные.

Иду по улице и вспоминаю бывших хозяев дворов. Многих давно нет. Уже живут другие. Останавливаюсь у дома дяди Гриши Самсонова. Знаменитый был фотограф. Наверное, в каждой бендерской семье лежит в архиве фото, сделанное им. Помню, возле его двора мы любили играть в футбол. Мяч часто залетал к ним в огород. Хозяйка тётя Степанида, возвращая его, говорила: «Идите играть в другое место. Это вам не футбольное поле!». Мы так смеялись!

А вот дом дяди Вани Браду, отец которого во время войны лишился обеих ног выше колен. Передвигался на маленькой тележке, отталкиваясь деревянными колодками от земли. А тесть дяди Вани пришел с войны с немецкой пулей в лёгких и прожил с нею всю жизнь. Когда 9 Мая фронтовики в орденах и медалях появлялись на улице, мы затихали и с огромным уважением и восхищением смотрели на них.

Моя родня. Брат Витя приехал из армии в отпуск.

А вот двор на двух хозяев: дяди Васи Власова и дяди Васи Пупова. Оба прошли войну. Пупов ещё в финскую воевал, а в 41-м принимал участие в обороне Москвы. По соседству с нашим домом построился дядя Вася Солдат. Во время войны,  мальчишкой, находясь на оккупированной немцами Украине, нашел немецкий карабин. Сначала спрятал его в трубу, а потом, обмазав солидолом, закопал в огороде. Спустя много лет пытался его найти, перерыл весь огород, но так и не нашел.

Наступило время и призвали его в армию. Однажды приехал к ним в часть проверяющий. Стал вызывать по одному бойцов на беседу. Подошла Васина очередь. Тот заходит и докладывает: «Товарищ майор, рядовой Солдат по вашему приказанию прибыл». «Выйди, зайди снова и доложи, как положено, по уставу. Фамилию свою назови. Понял?» – возмущённо спросил офицер. Вася несколько раз заходил и выходил из канцелярии, рапортуя «рядовой Солдат», пока не подоспел Васин командир отделения и не сказал майору, что фамилия у бойца – Солдат. Вот смеху-то было!

Подхожу, наконец, к дому дяди Кондрата Заима. Хозяин работал на мусоровозе. Кстати, долгое время я мечтал работать водителем на такой машине.

В то время я занимался раскопками в местах боевых действий времен Отечественной войны.  Как-то мне удалось обнаружить засыпанный окоп, в котором наткнулся на останки немецкого солдата, а возле него лежал автомат «шмайссер». Отреставривовав его, как мог, я ходил с ним  по посёлку. Вовка Заим попросил у меня автомат на время поиграть.  Его отец, увидев оружие, испугался, отобрал у Вовки и выбросил в дворовый туалет. Я был в шоке! Ну как же так?! А Вовка долгое время стыдливо прятал от меня глаза.

Побывали мы на зеленой, тенистой улочке моего детства. Повспоминали. Подошли к домам новых хозяев. Семья Лебединских. Замечательные люди, молодые, трудолюбивые и необычайно щедрые! Есть у них пятнадцатилетняя дочь Алина. Любит литературу, пишет рассказы и стихи, которые опубликованы в сборнике рассказов «Приднестровье глазами детей». Умница! Моя ученица! Тянутся к творчеству и радуют успехами Аня Галата и Алина Клинникова. Я рад за них. Они и есть  будущее. Думаю, в свое время они, как я сейчас, продолжат рассказ о нашей улице и ее жителях. И не только о ней…


Владимир ДЕНИСЕНКО. г. Бендеры.

На фото: Мальчишки с нашей улицы (фото из семейного архива).

Exit mobile version