Домой Общество Игры со списками

Игры со списками

0

Чем ближе «день Х» – выборы президента, тем выше градус политического накала. На прошлой неделе вся республика обсуждала ситуацию со списками избирателей – в орбиту «списочного скандала» были вовлечены ЦИК, главы госадминистраций городов и районов, суды и даже Президент, вынужденный обратиться к народу и Центризбиркому со специальным обращением.

 

 

 

Вынуждены напомнить читателям вкратце, в чем «суть вопроса». В повестку дня вопрос состояния избирательной базы был включен еще летом – памятуя о печальном опыте парламентских выборов-2015 (многие избиратели в день голосования не находили себя в списках или же обнаруживали в них давно ушедших в мир иной или выехавших из республики родственников), Правительство поручило всем органам власти, отвечающим за учет в этом вопросе, провести работу по уточнению базы данных. Были задействованы госадминистрации, ЗАГСы, паспортные столы и т.д., проведены многочисленные заседания Правительства, ЦИКа, «перелопачен» объемный пласт информации – кто выехал, кто перепрописался, кто сменил фамилию, кто умер, кто женился/развелся, кто достиг или на момент выборов достигнет 18-летия (значит, приобретет право голосовать). 17 октября своим постановлением Центризбирком запросил у госадминистраций результаты проверки сведений об избирателях – разницу между списками избирателей и данными паспортных подразделений МВД. Они оказались резонансными – разница между тем, что имели и что получили, составила, по словам министра юстиции Ольга Зварыч, более 50 тысяч человек. Или 12% от всей избирательной базы – для Приднестровья это внушительная цифра. 24 октября члены Правительства предприняли попытку передать в ЦИК обновленные данные, но председатель Центризбиркома Елена Городецкая, сославшись на занятость, на заседание Правительства, где и планировалась передача данных, не пришла.

Главы госадминистраций оказались «людьми не гордыми», и памятуя о народной мудрости, если гора не идет к Магомеду, сами пришли в Центризбирком. Но их «порыв» оценен не был – данные ЦИК не принял под предлогом того, что они не так оформлены, как того требует Избирательный кодекс, без сопроводительного письма, только в электронных (без бумажных) носителях и т.д. На следующий день, 25 октября, «авторитет» применил Председатель Правительства Павел Прокудин, вместе с главами госадминистраций вновь посетившие ЦИК. На сей раз ЦИК не отказал в приеме данных, стороны вроде даже разошлись, удовлетворённые результатами и заверениями, что совместная работа по уточнению избирательной базы будет продолжена, ибо республике нужны честные выборы, но буквально через пару часов на пресс-конференции председатель ЦИКа Е.Городецкая огорошила и журналистов, и представителей Правительства заявлениями о том, что работа над списками проводилась госадминистрациями тайно (ЦИК об этом ничего не знал), и что ЦИК намерен через суд добиваться от глав госадминистраций передачи всех выявленных уточнений в требуемом формате. Как она пояснила, ЦИКу нужны только имена и фамилии тех, кто был исключен из избирательных списков или, наоборот, добавлен туда. Также должны были быть предоставлены и основания для произведённых уточнений. Главы госадминистраций, по её словам, передали уже готовые, обновленные списки. Их составлением, однако, может заниматься только ЦИК.

К слову, Центризбирком, прошу прощения за тавтологию, слово сдержал и направил соответствующий иск к главам госадминистраций в Тираспольский городской суд. В пятницу вечером тот огласил свой вердикт по «списочному делу» – действия госадминистраций были признаны неправомочными, и обязал их (госадминистрации) в течение трех календарных дней (включая выходные субботу и воскресенье) предоставить запрашиваемую информацию в ЦИК.

За выходные дни ситуация с «играми» на избирательной базе приобрела широкий резонанс. В понедельник, 31 октября, она стала предметом обсуждения внеочередного пленарного заседания Общественной палаты, в работе которой приняли участие представители ЦИКа, ее председатель Е.Городецкая, министр юстиции О.Зварыч, зам. председателя Правительства А. Кисничан, главы госадминистраций, их заместители, представители общественных советов городов и районов.

Хронологию «списочного скандала» вновь – каждый в своей интерпретации – изложили Е.Городецкая и О.Зварыч. Уже вечером, в новостной программе ТСВ председатель ЦИК пожаловалась журналистам телеканала, что «ей не давали слова». Возможно, под «не давали слова» председатель ЦИК подразумевала многочисленные вопросы, которые ей задавали представители Общественной палаты, главный смысл которых сводился к тому, готова ли Центральная избирательная комиссия обеспечить гласность и честность выборов, основным элементом которых является уточненная, выверенная избирательная база. «Уверьте народ в том, что в списках избирателей полный порядок, нет умерших, выехавших», – посоветовал член Общественной палаты Валериан Тулгара. С ним был солидарен Владимир Козаченко: «Ситуацию нужно как можно скорее исправлять. Не в виде судебных заседаний, не в виде доказательств, кто более прав, а кто менее, а с тем, чтобы поставить общую единую задачу перед всеми органами власти и работать согласованно». Иначе «игры на списках» могут иметь негативные последствия. По мнению члена Общественной палаты Людмилы Коваль, «они на корню убивают веру у народа в то, что выборы будут честными и прозрачными». «Сегодня в обществе и без того прослеживается намерение голосовать против всех, но это означает, что человек хоть придёт на выборы, либо, что более опасно для имиджа власти, республики, «чего я туда пойду, когда за меня уже всё решили», – отметила она.

Зам. главы Тираспольской госадминистрации Наталья Никифорова считает «выяснение отношений через суд» мерой беспрецедентной. «Сегодня нас пытаются убедить, что кто-то – ЦИК ли, Правительство ли, госадминистрации ли – правее. Неужели мы – Правительство, Верховный Совет, Администрация Президента, Конституционный суд, Общественная палата, госадминистрации – не можем сесть и разобраться без судов, создать рабочий орган, который проведет всю необходимую работу и скажет: вот они, единственные, неделимые, прозрачные списки, которые обеспечат прозрачность, а значит – легитимность выборов.

Что касается решения Тираспольского суда, то министр юстиции О.Зварыч пояснила, что подана кассационная жалоба, потому что, во-первых, за указанный срок (получается, что у глав госадминистраций был только один рабочий день в распоряжении) выполнить распоряжение суда (подготовить все запрашиваемые им сведения) невозможно (это ведь надо «поднимать» архивы, запрашивать информацию в ЗАГСах, паспортных столах), во-вторых, ЦИК не уполномочен работать с первоисточниками сведений, которые ложатся в основу избирательных списков – данными ЗАГСов, паспортных столов, в-третьих, где гарантии, что предоставленные госадминистрациями сведения будут таки внесены в списки избирателей, и кто это сможет проконтролировать.

«В Тирасполе 4 человека работали два месяца, сверяли списки со всеми базами, выверяли их. Сегодня же от нас требуют предоставить лишь разницу, обнаруженную в списках. ЦИКу придется по новой проделать ту же работу, вносить изменения в списки, на которую мы «убили» два месяца. Кто будет способен в ЦИКе за несколько дней сделать это?» – спросила замглавы госадминистрации Тирасполя Наталья Никифорова (напомним, разница может достигать 50 тысяч человек). Однако Е.Городецкая настаивала, что главы госадминистраций должны пофамильно предоставить всех граждан, вошедших в обнаруженную разницу, и ЦИК сам (в оставшиеся 40 дней до выборов) внесёт изменения. Но общественность выразила обеспокоенность – успеет ли? Меж тем, всей этой неразберихи, «списочного скандала» и «рождения» недоверчивости можно было избежать, используй ЦИК специальную автоматизированную систему учета (на дворе, черт возьми, ХХI век, а мы вручную «чистим» и сверяем списки), которая работает в беспроводной локальной сети WLAN и использует защищённые каналы связи. По словам министра юстиции, Правительство предлагало Центризбиркому войти в эту сеть, которая «автоматом» отмечает все списочные изменения (кто умер, кто выехал, кто сменил адрес прописки), за которыми легко проследить. Однако наш Центризбирком технический прогресс отверг, в сети WLAN он не присутствует.

Обратили представители Общественной палаты внимание на отсутствие гласности в работе ЦИКа и возможное нарушение ее председателем Е.Городецкой положения статьи 22 Избирательного кодекса, закрепляющей принцип коллегиальности принятия решений от имени всей комиссии. Член ЦИКа Артур Шилькер пояснил, что руководитель Центральной избирательной комиссии принимала решения об обращении в суд, об отказе в принятии уточненных сведений, наконец, о проведении «громкой» пресс-конференции единолично, тогда как Избирательный кодекс велит делать это коллегиально, то есть после согласования со всеми членами ЦИКа. «Создаётся впечатление, что вы сегодня полностью отделены от всей системы органов госвласти. Вы будоражите общество», – обратился к председателю ЦИКа руководитель союза молдаван Валериан Тулгара.

Итогом трехчасовой дискуссии, прошедшей в Общественной палате, стало принятие ряда решений – общественники намерены обратиться в прокуратуру на предмет проведения проверки законности постановления ЦИКа от 17 октября, а также к Президенту, всем органам власти, субъектам избирательного процесса с предложением создать комиссию по согласованию всех моментов со списками избирателей (времени – в обрез). Члены Общественной палаты также порекомендовали членам ЦИКа вернуться к коллегиальности и открытости в своей работе и поддержали обращение Президента к Дмитрию Рогозину для направления в Приднестровье экспертов в области избирательного процесса.

Людмила

Михайловская.

Exit mobile version