Домой Культура Избранные страницы путевого дневника

Избранные страницы путевого дневника

0

Счастливые мы, журналисты, люди. Счастливые именно потому, что журналисты. То есть можем видеть всё и с разных ракурсов, не привязываясь к какой-то одной сфере, одной теме. Ученые, например, годами корпят над диссертацией. Спору нет – всё по-своему интересно. Но только в журналистике мобильность, коммуникабельность, живое общение приобретают самостоятельную ценность. И ещё одна мысль: счастливые мы, приднестровцы, люди. У нас не одна, как у всех, а две Родины – большая и малая, неразрывно связанные между собой Россия и Приднестровье. На страницах «Приднестровья» уже больше года выходят материалы в рубрике «Милая малая Родина». Десятки статей, сотни достопримечательностей и, конечно, соль земли – люди, наши удивительные соотечественники – всё это образует неповторимый, красочный и отнюдь не малый мир, в который имеет счастье погрузиться журналист. Избранными страницами путевого дневника в преддверии Дня Республики мы хотим поделиться с читателем.

«Когда едешь в место, где еще ни разу не бывал, это всегда приключение, – открывает подборку моя коллега Татьяна Астахова-Синхани. – Когда едешь в село, будучи городским жителем с рождения, это приключение вдвойне. Наша редакционная «ласточка» рассекала просторы равнин и холмов. Ехали мы в село Карманово, что в Григориопольском районе. В окне машины мелькали дома и домишки, деревья, небольшие придорожные магазинчики, редкие заправки. Почти неменяющейся картинкой повисали серо-зеленые квадратики пашен. Мысленно я предвосхищала будущие события, встречи, новые знакомства…».

Ну что ж, скромный, отнюдь не пафосный пейзаж виднеется за окном «ласточки». Как на картинах приднестровского художника Сергея Панова. Но в этой деликатности и кроется живописная душа нашего края. И люди у нас такие же: «В Карманово живут душевные люди. Простые и в то же время по-житейски мудрые. Никто не делит соседей по национальности».

Говоря о сегодняшнем облике приднестровских сел, нельзя с горечью не признать, что все они сталкиваются с одной и той же проблемой: сельскую местность покидает молодежь. Однако есть и обратная тенденция: кто-то, хлебнув заграничной экзотики, возвращается на родину. «В Карманово (в прошлом – Нейдорф) стали возвращаться немцы: уже третья семья переезжает. Ведь от ностальгии очень сложно излечиться, особенно в зрелом возрасте. Здесь все родное: трава, коза, калитка, люди… Те, кто возвращаются, говорят, что даже вкус помидоров у нас другой, настоящий, а небо бескрайнее и светлое-светлое».

Говорят, великое отражается в малом. Можно было бы продолжить: и благодаря этому малое делается великим. В малоизвестных (особенно в мировых масштабах) приднестровских населенных пунктах родились выдающиеся люди: Антон Рубинштейн (Выхватинцы), Петр Румянцев (Строенцы), Николай Склифосовский (Карантин, ныне – Дзержинское) … Нельзя не вспомнить и целую плеяду Героев Советского Союза, кавалеров Ордена Славы, наших соотечественников. Туристические маршруты из серии «Родина замечательных людей» могли бы не только обогатить карту приднестровских достопримечательностей, известных нашим гостям, но и внести важную лепту в патриотическое воспитание приднестровцев. И уверяем: скучать не придется. Так, в селе Карагаш журналисты неожиданно для самих себя познакомились с двоюродным братом полного кавалера Ордена Славы Антона Григорьевича Чичика. А в Севериновке – с пожилой семейной парой, хорошо помнящей Петра Вершигору, в Шипке – с правнучкой Григория Дарьева.

Сочетание великого и малого, умение жить со вкусом, радоваться жизни – всё это особенности нашего многонационального народа. Приднестровцы знают, вернее, чувствуют: в жизни, как в хорошем произведении искусства, нет ничего незначительного. Умение распознавать нюансы отличает не только профессионального дегустатора, но и толкового путешественника. Вот, к примеру, знаете ли вы, почему жителей села Ержово в старину называли «колотушниками»? Наверняка, нет. Тогда послушайте уроженку села, ветерана педагогического труда Евгению Туранскую: «Колотухой называли ряженку –  кисломолочный продукт, который готовился в русской печи. Парное молоко наливали в глечики – глиняные кувшины, заправляли сметаной и отправляли в не очень горячую печь. Через положенное время вынимали из печи кувшины. Сверху образовывалась красно-бежевая пенка – вкуснейшее лакомство!  А внизу и до самого дна – домашняя ряженка».

Вот вам и легенда, и готовый брендовый продукт в одном флаконе, точнее – глечике. Туристам на радость. И сколько таких самоцветов можно поднять, стоит только присмотреться. Не только этнографу, любому человеку с живым воображением есть где разгуляться. А язык, язык-то в нас какой… В селе Черница старожилы «папиросами» называют леденцы. В украинских селах и сегодня, причем не только украинцы, говорят: «Пойти до бабушки». В Загорном, под Кицканами, бытует редкое для наших мест слово «нынче». В Дубоссарах до сих пор встречаются фамилии Кучук, Каймакан, Крымский, указывающие на времена владычества турок и крымских татар. Молдавский повсеместно перемежается с русским и наоборот. Пример из диалога в Большом Молокише приводит Дина Рудая: «Унде есте Мария акум (где сейчас Мария)?» – «Са дус леле ла пэдуре в голубую даль». Что можно перевести как «уехала за мечтами и за запахом тайги». В Парканах болгары говорят на более «болгарском», чем в самой Болгарии (N.B.: в каждой шутке есть доля шутки!). То есть, помечают себе турфирмы, широкие перспективы открывает новаторское направление –лингвистический туризм.

Фирменное приднестровское гостеприимство – отличная стартовая площадка даже в тех населенных пунктах, где собственно туристической инфраструктуры пока нет. Причем хлебосольство сельчан – не бренд, а реальность, унаследованная от патриархальных времен. В селе Калиновка до сих пор не запирают ворот и калиток. «Село Приозерное небольшое, но дружное. На его двух улицах в мире и согласии живет многонациональный и гостеприимный народ, – читаем у Дины Боровинской. – Все друг друга знают, все события – горести и радости – переживают вместе, на праздники собираются большими компаниями, как в старые добрые времена…».

А сколько раз журналистов принимали без предварительной договоренности. В Севериновке баба Нина и дед Толя, отвечая на вопрос, помнят ли они Вершигору, только руками всплеснули. Тут же накрыли стол прямо под грушей: напоили, накормили, нарассказывали…

А вот свидетельство Александра Доброва из очерка о селе Загорном: «Новые мои знакомые – гостеприимные люди, пригласили в дом. Несмотря на дождь, не побоялись, что я запачкаю грязной обувью ковровые дорожки. Меня ждал чай с медом…».

Слова «земля традицией сильна» – не пустые слова. Преемственность поколений, корни, всё это сказывается на мировоззрении, ценностях, заставляет по-иному расставлять приоритеты. Поэтому и тянет человека на Родину, потому что Родиной жив человек. И, надо сказать, что те, у кого есть это ощущение, есть корни, мистическая связь с землей, всегда отличаются. Они интереснее, что ли…

«Лихолетье на рубеже веков сломало привычный жизненный уклад, внеся сумятицу в умы и души людей, но не вытравило сакральных ценностей, которыми жили предки коротнянцев и которые у их потомков имеют тот же смысл, – обнадеживает Галина Безносенко. – И одна из них – неистребимая тяга к земле-кормилице. Немало сельчан, поколесив в конце 90-х – начале нулевых по разным городам и весям в поисках заработка и лучшей доли, вернулось на свою землю, не найдя лучше и краше места…».

Значит, не всё потеряно, значит, есть основания для оптимизма. Ибо не потеряна связь. И нужны лишь соответствующие условия, чтобы самые сокровенные устремления могли реализоваться. Чтобы каждый, как говорится в известной поговорке, пригодился там, где родился.

Красивые места, река, лиман, озера, холмы и утесы, привольная степь, леса, заповедники… – всё это есть у нас, пусть и не в таком количестве, как в более крупных государствах. Не зря и зовемся мы «приднестровцы», то есть живем при Днестре. Река – сердце нашего края, и, таким образом, всем приднестровцам должно быть ведомо чувство живой связи с природой, обостренное восприятие прекрасного. Может быть, поэтому у нас столько талантливых, творческих людей, множество творческих объединений…

Не только в городах, но и в каждом приднестровском селе, сельце свои самородки, на кого нужно бы съездить посмотреть, как на достопримечательность. Вообразите только: в Кармановском ДК поет водитель автобуса из села Маяк. В Большом Молокише трудится автор сотен песен и музыкальных пьес, известный саксофонист, отличный работник культуры Анатолий Пчелов. В Чернице живет-поживает Валентина Янова, одна из немногих в Молдавии женщин-комбайнеров, бригадир колхоза «Наука Ленина». Отметив в прошлом году 90-летие, она сохраняет бодрость духа и активную жизненную позицию, радеет за Черницу, общается с журналистами. Кицканы могут похвастаться педагогами в пяти поколениях из семьи Гроссул-Нитряну. Белочи гордятся плеядой защитников: старейший из известных предков семьи Павлишиных, Николай Петрович, участвовал в Крымской войне 1854-55 годов. Его внук, Нестор, воевал в годы гражданской.  Сын Нестора Василий – участник Ясско-Кишиневской операции, освобождал Молдавию, Украину, Румынию, Венгрию. В Калиновке живет старейшина ЧКВ Иван Николаевич Алексеев, которого с детских лет все в селе называли «старшиной». А сколько самородков обогатило мир города! В Кременчуге нам показывали старые фотографии учеников школы. На одной из них внимание привлекла улыбающаяся девушка. Оказалось, ныне – директор Тираспольского объединенного музея Алла Мельничук. В Карманово сообщили, что стенд с фотографиями учителей помог сделать бывший ученик школы, известный фотохудожник и краевед Александр Паламарь.

Что-то щемящее всегда испытываешь, покидая полюбившиеся Загорное, Никольское, Индию, Ташлык… «Уезжала из Калиновки с полным ощущением, что побывала у бабушки в деревне, – признается моя коллега Евгения Александрова. – Настолько здесь спокойно, уютно и душевно. Здесь ценят дружбу, взаимопомощь, гостеприимство и передают эти традиции из рода в род. Если мне когда-нибудь захочется вернуться в детство, то я наверняка приеду в Калиновку. Тем более приглашение есть – меня уже позвали на храмовый праздник, который, как и в Тирасполе, отмечают на Покров».

Суммируя дорожные впечатления и перефразируя расхожее, поизносившееся «Родина там, где хорошо», мы, авторы путевых заметок, хотим со всей ответственностью заявить: малая родина – это место, где тебе хорошо, потому что ты дома. А быть дома – это совсем немало.

С пожеланием встретиться на тропе, ведущей к дому, к познанию себя, к обретению смысла…

Михаил Фернет и К°.

Фото Виктора Громова.

Exit mobile version