Никогда не знаешь, что с тобою в жизни приключится: то ли портянки на ноги наматывать, то ли щи из лебеды хлебать… Не думал я, что через пятьдесят лет после единственной встречи и недолгого разговора с Г. Е. Ломанченко доведется писать очерк об этом человеке.
Я предстал перед ним, заведующим гороно Тирасполя, сразу после окончания историко-юридического факультета Кишиневского университета по специальности «историк, учитель истории». Это был август 1965 года. Взглянув на меня, невысокий седой человек в светлой рубашке навыпуск и с орденской колодкой на ней протянул руку, улыбнулся и пригласил присесть.
Он внимательно изучал мои документы, закрывал и открывал папку с завязками и, наконец, огорчил: «Пока места учителя нет, но могу предложить должность воспитателя в школе-интернате». Но мой возглас «Я же учитель истории!» запомнил. Уже в середине сентября благодаря его звонку я получил-таки должность преподавателя в средней школе №15. А ведь мог и не позвонить. Благодаря этому случаю я понял, что Георгий Евменьевич – тоже историк и, кроме того, человек дела, которому мужчины-учителя в школах очень нужны.
***
Прошло десять лет, и Ломанченко предстал уже не только как историк, но и как писатель. Вместе с Ю. Фечом в 1975 году он напечатал книгу «На смерть ради жизни» (издательство «Картя молдовеняскэ») о тираспольских подпольщиках в годы Великой Отечественной войны, которая в мгновение ока стала бестселлером.
***
Вновь личность Г. Е. Ломанченко – второго послевоенного директора СШ №7 (с 1948 по 1955 годы) всплыла несколько лет назад, когда я готовил к печати один материал, связанный с ним. Учителей, которые в то время работали под началом Георгия Евменьевича, уже в школе не было, а вот выпускники 1957 года В. Радованов и Л. Чепалыга вспомнили его как фронтовика, награжденного орденами и медалями, человека строгого, но справедливого, и как директора, которого боялись и уважали.
В полной мере биография этой замечательной личности предстала тогда, когда в Центральном госархиве ПМР показали мне личное дело майора Георгия Евменьевича Ломанченко (1906-1980 гг.) из Тираспольского военкомата. В этом документе жизненный путь моего будущего героя предстал как образец служения высокой идее правды и справедливости на земле.
После гражданской войны грамотный и смышленый рабочий паренек Георгий Ломанченко боролся с неграмотностью среди земляков в курской глубинке. Потом его назначили на должность учителя начальной школы – закладывать основы грамоты у сельских ребят, чтобы они были достойны новой жизни. В годы коллективизации работал уполномоченным рабочего аппарата ОГПУ по Тамаровскому району и доказывал крестьянам преимущества коллективного способа ведения сельского хозяйства. Затем последовало повышение – назначение директором школы в Медвинском районе, а позднее – заведующим районо. Как оправдавшего доверие товарищей его приняли в ряды ВКП(б) и перевели на работу директором школы № 19 уже в городе Курске. Чувствуя, что знаний ему не хватает, Георгий Ломанченко оканчивает курс исторического факультета местного пединститута и два года учится в красной аспирантуре. Но доучиться ему не пришлось, дальше была война, с 1941 по 1945 год. И покатилась военная дорога от ее трагического начала до нашей Победы.
В своей автобиографии от 17.07.1952 года Г. Ломанченко напишет: «В Красную Армию вступил добровольно в июне месяце (1941 г.), 22 числа, и с 26.06.1941 г. стал полит. бойцом в 603-м стрелковом полку 161-й стрелковой дивизии 20-й армии…».
Дальше были должности политрука роты, комиссара батальона, агитатора полка, старшего инструктора при Управлении тыла 1-го Прибалтийского фронта и заместителя начальника ТППГ №5498 того же фронта. Как политический руководитель Георгий Ломанченко в штабах не отсиживался и был на передовой. За время войны получил шесть ранений, одно из них тяжелое. Родина высоко оценила его военный подвиг. Свидетельства тому – на груди этого фронтовика ордена Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медали «За оборону Москвы» и «За Победу над Германией».
В августе 1945 года, уволившись в запас из Красной Армии по состоянию здоровья, гвардии майор Ломанченко переехал в Кишинев, где возглавил институт усовершенствования учителей – молодая Молдавская ССР нуждалась в квалифицированных кадрах народного образования. А с июля 1948 года был переведен в Тирасполь на должность директора средней школы №7, которую хотели укрепить подготовленными кадрами.
Уже через два года, в 1950-м, зав. гороно И. В. Легейда в характеристике Г. Е. Ломанченко с удовлетворением напишет: «Тов. Ломанченко… работает в школе №7 с 1948 года. За это время проявил себя умелым руководителем, организатором учебно-воспитательной работы… предъявляет высокую требовательность к коллективу, политически выдержан, работает над повышением своего идейно-политического уровня, … принимает активное участие в общественной жизни города, пользуется большим авторитетом среди учащихся и учителей…». Эти слова нашли подтверждение в том, что в 1953 году Георгия Евменьевича как авторитетного руководителя избрали депутатом Тираспольского горсовета депутатов трудящихся, а в 1955 году назначили заведующим гороно. Кроме того, он был удостоен медалей «За выслугу лет» и «За трудовое отличие», а также ордена «Знак Почета».
***
Смотрю на парадный портрет Георгия Евменьевича Ломанченко, фронтовика и учителя, историка и писателя, ветерана и мудреца. Это снимок человека, прошедшего нелегкими дорогами войны, знающего, что такое боль и страдания. Кажется, что сейчас он заговорит, скажет высокое и важное, главное, то, ради чего жил, боролся и проливал свою кровь: «Самое страшное в жизни – это ложь. Я всегда, если не болели военные раны, спал спокойно потому, что не юлил и не носил кривду за пазухой. Печален конец тех людей, которые погрязли в неправде, особенно руководителей. Нельзя предавать истину ради того, чтобы угодить кому-то, и совершенно преступно для тех, кто берется учить, воспитывать и развивать молодое поколение».
***
В музее средней школы №7 города Тирасполя хранится копия личного дела Г. Е. Ломанченко и книга Г. Ломанченко и Ю. Феча «На смерть ради жизни» с дарственной надписью. И незабытая память среди нынешних педагогов и их учеников.
Борис ДЮРИЧ.