(из воспоминаний отца-фронтовика)
После ожесточённых уличных боев по освобождению одного из польских городов от немецко-фашистских захватчиков командование направило в город небольшие стрелковые группы для ликвидации единичных затаившихся в зданиях неподавленных огневых точек противника. В одной из таких групп из нескольких бойцов разведывательной роты был и мой отец, молодой разведчик Владимир Бухенко.
Чтобы не стать случайной мишенью, бойцы осторожно, по одному, передвигались короткими перебежками от дома к дому. И тут кто-то из них случайно заметил среди камней разрушенных зданий и разбитых стёкол витрин груду обгоревших фотографий. Чуть поодаль валялась вывеска «Фотоателье». Мелькнула мысль: «Кто знает, что может случиться с любым из нас в любую минуту, а тут такая возможность!».
Эта мысль молнией передалась товарищам, которые осторожно вошли в полуразбитое помещение. К их радости, посередине зала на треноге стоял чудом уцелевший фотоаппарат. Тщательно осмотрелись. И не напрасно. В самом дальнем углу, за шторой, обнаружили трясущегося от страха безоружного человека в рабочем халате. Не понимая, что за люди с автоматами неожиданно возникли перед ним и чего от них можно ожидать, он не мог вымолвить ни слова.
А у них по отношению к нему были самые мирные намерения, поскольку они поняли – перед ними стоял обыкновенный испуганный фотограф. Не владея польским языком, попытались объяснить ему, чего хотят. Но он, опасаясь самого худшего, никак не мог понять их. Только когда бойцы подвели его к треноге, а сами всей группой, приняв соответствующие позы, расположились напротив, он, наконец, догадался. Не владея собой, ещё дрожащими от страха руками, наспех начал готовиться к съёмке. Щелчок, вспышка – и вот, к радости фотографа, бойцы, одобрительно похлопав его по плечу, заспешили на выход заканчивать своё боевое задание.
Победоносное наступление советских войск на запад продолжалось. От фашистов стремительно, один за другим, освобождали города и целые страны. Далеко позади за линией фронта остался и тот польский город, куда спустя некоторое время опять направили отца с поручением. Проходя по одной из уже почти очищенных от следов недавних боев улиц, он узнал знакомое место с вывеской «Фотоателье» и уже застеклённую витрину с новыми фотографиями. Он бросил на неё торопливый взгляд, и вдруг… с одной из фотографий на него смотрят ставшие на фронте уже родными лица товарищей. Он с волнением вбегает в фотоателье и, узнав знакомого фотографа, подводит его к витрине, показывая на этот фотоснимок. Тот с пониманием кивает и, сняв его с витрины, искренне улыбаясь, с почтительным поклоном передаёт отцу.
Внимательно рассматривая эту фотографию, отец вдруг заметил дефект: на ней сквозь изображение проступали какие-то пятна. А на втором плане явно просматривалось лицо красивой молодой дамы в шляпке. Все прояснилось: во время съёмки перепуганный фотограф впопыхах забыл вынуть из фотоаппарата светочувствительную пластину с предыдущим кадром и сделал на ней повторный снимок, в результате чего и произошло наложение. Эту интересную историю мне рассказал отец, когда среди других его фронтовых снимков я впервые увидела необычную фотографию.
Спустя много лет после окончания войны, уже в мирное время, отца как фронтовика, удостоенного многих боевых наград и двух орденов Славы, неоднократно приглашали в Москву на празднование Великой Победы. На одной из таких встреч работники музея Великой Отечественной войны попросили его в качестве экспонатов передать несколько своих фронтовых фотографий. Когда он начал дома их отбирать, чтобы отослать в музей, я и посоветовала, чтобы к ним он приложил и эту. Теперь в его фронтовом альбоме хранится только её копия, которую мне пришлось снова переснять, чтобы передать вам в редакцию. Поэтому извините меня за её качество.
Вот как, оказывается, ничего не подозревавшая, неизвестная полька вместе с советскими воинами, освободившими её Родину от фашистов, сама того не ведая, попала на страницы большой истории.
Алла БУХЕНКО, г.Рыбница.
Фото из семейного архива.