на полях сражений. Около 18 млн советских солдат и командиров получили ранения при исполнении служебных обязанностей, 6 млн оказались в фашистском плену, 4 млн из которых погибли. Во вражеском тылу погибло почти 4 млн партизан и подпольщиков. В результате всех потерь резко сократилась численность трудоспособного населения страны. Война оставила после себя миллионы сирот, вдов, инвалидов.
Знайте, враги, какие солдаты есть у России!
Немало песен, рассказов и стихов было сложено о героизме советского солдата, которому не переставали удивляться, а порой и восхищаться немецкие офицеры. Вот несколько примеров:
25 июня 1941 года две батареи немецкой пехотной дивизии близ населенного пункта Мельники были полностью уничтожены в рукопашном бою выходящими из окружения подразделениями советских войск.
Из записи в дневнике обер-лейтенанта вермахта Хенсфальда: «17 июля 1941 года, Сокольничи, близ Кричева. Вечером хоронили русского неизвестного солдата. Он один, стоя у пушки, долго расстреливал колонну наших танков и пехоты. Так и погиб. Все удивлялись его храбрости». Позже выяснилось, что это был командир орудия 137-й стрелковой дивизии 13-й армии старший сержант Николай Сиротинин. Добровольно вызвавшись прикрыть отход своей части, Николай занял выгодную огневую позицию, с которой хорошо просматривались шоссе, небольшая речушка и мост. На рассвете 17 июля показались немецкие танки и бронетранспортеры. Когда головной танк вышел на мост, раздался орудийный выстрел. Боевая машина вспыхнула. Второй снаряд поразил еще одну, замыкавшую колонну. На дороге образовалась пробка. Гитлеровцы попытались свернуть с шоссе, но несколько танков сразу застряли в болоте. А старший сержант Сиротинин продолжал посылать снаряды в цель. Черные клубы дыма окутали колонну. Противник обрушил мощный огонь на советское орудие. С запада подошла вторая группа танков и также открыла стрельбу. Лишь через 2,5 часа фашистам удалось уничтожить пушку, которая успела выпустить почти 60 снарядов. На месте боя догорали 10 германских танков и бронетранспортеров, погибло немало вражеских солдат и офицеров. У воинов 137-й стрелковой дивизии, занявших оборону на восточном берегу реки, сложилось впечатление, что огонь по танкам вела батарея полного состава. И только позднее они узнали, что колонну танков сдерживал один артиллерист.
Во время Великой Отечественной войны с оружием в руках сражались от 600 тысяч до 1 миллиона представительниц слабого пола. Впервые в мировой истории в Вооруженных силах СССР появились женские военные формирования. В частности, из женщин-добровольцев были сформированы 3 авиационных полка: 46-й гвардейский ночной бомбардировочный (воительниц из этого подразделения немцы называли «ночными ведьмами»), 125-й гвардейский бомбардировочный, 586-й истребительный полк ПВО. Также были созданы отдельная женская добровольческая стрелковая бригада и отдельный женский запасной стрелковый полк. Женщин-снайперов готовила Центральная женская школа снайперов. Кроме того, была создана отдельная женская рота моряков. Стоит отметить, что воевал слабый пол достаточно успешно. Так, звание «Герой Советского Союза» получили 87 женщин.
Человек собаке друг
В период второй мировой войны разминировать объекты сапёрам активно помогали дрессированные собаки. Одна из них по кличке Джульбарс обнаружила при разминировании участков в европейских странах в последний год войны 7468 мин и более 150 снарядов. Незадолго до Парада Победы в Москве 24 июня Джульбарс получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак. Тогда Сталин приказал нести пса по Красной площади на своей шинели.
Знаменитый советский ас Арсений Ворожейкин летал на Як-7б с собачкой по кличке Варвар. Собачка вела наблюдение за задней полусферой и лаем предупреждала летчика о самолетах противника.
Нарочно не придумаешь
41-й год. Наш КВ-1 (Клим Ворошилов – советский тяжёлый танк времён второй мировой войны. Выпускался с августа 1939 года по август 1942 года. Принимал участие в войне с Финляндией и Великой Отечественной войне) заглох на нейтральной полосе. Немцы долго стучали по броне, предлагая экипажу сдаться, но тот отказался. Тогда они решили зацепить КВ двумя легкими танками, чтобы оттащить его в свое расположение и там без помех вскрыть. Расчет оказался не совсем верным. Когда они начали буксировку, КВ завелся (видимо, имел место «запуск с толкача».) и потащил немецкие танки в наше расположение.
Известно, что германское командование перед самым началом военного наступления забрасывало на территорию Советского Союза различного рода диверсантов. Когда же начались боевые действия, большинство из них было раскрыто и ликвидировано. Причиной этому послужили документы. Нет, с печатями, подписями и бумагой было все в порядке, но… металлические скрепки, которыми были прошиты военные удостоверения, были сделаны из нержавеющего металла (в то время как советские оригиналы уже через месяц после выдачи покрывались ржавчиной). Вот так и губило немецкое качество своих агентов.
Выдающийся советский кинорежиссер и сценарист Леонид Гайдай был призван в армию в 1942 году и сначала служил в Монголии, где объезжал лошадей для фронта. Однажды в часть приехал военком для набора пополнения в действующую армию. На вопрос офицера: «Кто в артиллерию?» – Гайдай ответил: «Я!». Так же он отвечал на другие вопросы: «Кто в кавалерию?», «Во флот?», «В разведку?», чем вызвал недовольство начальника: «Да подождите вы, Гайдай, – сказал военком, – дайте огласить весь список». Позже режиссёр адаптировал этот эпизод для фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».
Витамин А, содержащийся в моркови, очень полезен и необходим для человеческого организма. Однако прямой связи между поеданием моркови и хорошим зрением нет. Начало такой вере было положено во вторую мировую войну. Англичане разработали новый радар, позволяющий пилотам видеть немецкие бомбардировщики ночью. Чтобы скрыть существование этой технологии, британские воздушные силы распространили публикации в прессе о том, что подобное видение — результат морковной диеты пилотов.
Во время первой мировой войны кошек держали в окопах, чтобы они заранее предупреждали о газовой атаке. А в годы второй мировой их брали на борт субмарин в качестве живых детекторов качества воздуха.
Синенький
скромный платочек
Помню, как в памятный
вечер
Падал платочек твой с плеч.
Как провожала
И обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня
Любимой, родной,
Знаю, с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок дорогой.
Письма твои получая,
Слышу я голос живой.
И между строчек
Синий платочек
Снова встаёт предо мной.
И часто в бой
Провожает меня облик твой.
Чувствую – рядом,
С любящим взглядом,
Ты постоянно со мной.
Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой!
Нежные речи,
Девичьи плечи
Помним в страде боевой.
{За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулемётчик
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!} 2 раза
Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне!
Когда весь советский народ встал на борьбу с «фашистской силой темною», рядом с ним плечом к плечу шла фронтовая песня, простая, понятная, народная. В арсенале почти каждой военной бригады, отряда была гармонь и, конечно, тот, кто заставлял душу развернуться, а потом обратно завернуться!
Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, убить ее невозможно. Тишину прифронтового леса нарушали не только артиллерийский обстрел врага, но и восхищенные аплодисменты восторженных зрителей, вызывая на бис любимых исполнителей: Лидию Русланову, Леонида Утесова, Клавдию Шульженко.
Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды окопный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады. Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев вспоминал: «Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе – патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны».
Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года, из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Они несли песню, которая была так нужна бойцу, в каждый блиндаж, в каждую землянку, в каждый окоп. Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года. Исполнила её Клавдия Шульженко.
Подготовила Ирина Круглова.