Поговорим об искренности. Мне кажется, что это именно то чувство, та часть характера, которого нам сейчас не хватает. В моде – другие отношения: дежурная улыбка «по Карнеги», которая никак не может гарантировать вам доброе отношение по отношению к собеседнику.
Большая поклонница теории Карнеги – моя давняя знакомая Эмилия Рудольфовна, женщина, приятная во всех отношениях. Всегда одета с иголочки, всегда в прекрасном расположении духа, приветлива, обходительна. Такой была она и во время случайной встречи на набережной Днестра. Ни к чему не обязывающую беседу прервало появление третьей знакомой, которая тоже прогуливалась со своей взрослой дочерью: «Ой, какие вы хорошенькие! А Настёна – совсем невеста! Я тоже рада вас видеть!».
Знакомая с дочкой ещё не успели повернуть за угол, как Эмилия выдала: «Обе дуры – и мама, и дочка. Ты видела, какие у неё ногти запущенные? А футболка какая позорная – я такой давно полы мою!..».
– Как ты можешь? – я не смогла сдержаться. – Зачем же ты улыбалась им, как будто сильно обрадовалась? Только что комплиментами осыпала, и вдруг – такие нехорошие слова…
– А что ты хотела? Современный человек никогда не показывает истинного отношения к другому человеку. Надо улыбаться – всем! А вдруг она завтра мне понадобится?
– А я? Ты же и мне улыбаешься?
– Ой, не сравнивай! Ты – совсем другое дело!..
Хотя закрадывается мысль: наверное, и из меня можно извлечь какую-то выгоду…
Обидно: из всех человеческих качеств искренность всегда ценилась больше всего. Однако современные психологи на полном серьёзе утверждают, что язык человеку дан, чтобы скрывать свои мысли, а лицемерие – всего лишь способ поддержать хорошие отношения с разными людьми. А когда же быть самим собой? И как разобраться, кто твой настоящий друг, а кто – фальшивый?
Раньше всё было проще. Когда я собиралась на встречу с проблемным человеком, бабушка мне советовала: «Он с тобой будет ругаться, а ты руку в дулю сложи и в карман положи. И ни одно грубое слово тебя не сможет ранить!». Наивная бабушка и не подозревала, что сейчас можно раны нанести и с милейшей (но не искренней) улыбкой на устах.
Ради того, чтобы казаться тем или иным человеком, приходится идти и на определённые жертвы. Вчера ты был простым коммерсантом, освоив нехитрую схему – «купил подешевле, продал подороже», а сегодня тебя называют меценатом. И теперь приходится, хочешь не хочешь, читать непонятные книги, ходить на скучные симфонические концерты и выставки, а потом ещё и обсуждать это с умным видом. И всё только ради того, чтобы доказать: ты по праву принадлежишь к сливкам общества. Хотя душа трепещет только от звуков «Мурки»!
Для тех, кто не в курсе: Карнеги – американский психолог, который любил давать советы в вопросах человеческих взаимоотношений.
Конечно, трудно требовать искренности и принципиальности у подчинённого, который работает под началом хамоватого «держиморды»: сегодня ты сказал ему всю правду в глаза, а завтра ищешь новую работу. А говорить надо. Потому что если никто не скажет плохому человеку правду о нём самом, он уверует в собственную непогрешимость и безнаказанность, и кто знает, какое грязное дело он сотворит в следующий раз.
Так хочется искренности, чтобы точно знать, с кем идти в разведку, а с кем – повременить. И чтобы мне на рынке сказали правду, в самом деле мне идёт это платье или шляпка, или я в них «хороша» только потому, что продавцу хочется сплавить залежавшийся товар. Уже дома, присмотревшись повнимательнее к купленной вещи, решила вернуть продавцу неудачную покупку. Продавщица, которая ещё вчера отплясывала вокруг меня и причмокивала языком: «Как красиво!», сегодня сделала большие глаза и сказала, что видит меня в первый раз, и даже перекрестилась. Но как профессионально и правдоподобно она играла! Это было не лицемерие, а высший пилотаж актёрского мастерства.
Есть у меня знакомая, Марфа Константиновна, которая регулярно ходит в храм. «Ну и что ж такого удивительного?» – пожмёт плечами обыватель, и будет неправ. Потому что удивительное – рядом: в храме с виду благообразная прихожанка ставит свечку и у иконы Спасителя, и у Страшного Суда, где изображена нечистая сила. Когда её спросили, почему она так делает, Марфа Константиновна ответила: кто знает, куда попадёшь после смерти – в рай или ад, а свои люди везде должны быть. И ещё перекрестилась. А ты думай – богохульство это или предприимчивость седьмого уровня? И как к этому относиться?
Хочется правды и искренности. А то нередко получается, что надел человек маску, а снимать не хочет: боится, чтобы никто не заметил отсутствия собственного лица, собственного мнения. И как тут не вспомнить сказку о голом короле, разоблачить которого смог только наивный бесхитростный ребёнок!
Быть успешным и порядочным и казаться таковым – не одно и то же.
А завершить свои рассуждения хочется картинкой из жизни. В маршрутку, где уже сидели пассажиры, зашёл молодой человек, упакованный по последнему писку моды, с такой же модной, очаровательной дочкой лет четырёх. Девочка была подвижна и активна, а папа хотел казаться строгим и важным: «Габриэла, не шурши бумагой! Габриэла, не хлопай сумочкой! Я кому сказал – нельзя скрипеть пальцем по стеклу!».
На что малышка, подняв на папу невинные глаза, ответила:
– Мама тебе тоже говорит, чтобы ты не трогал её тушь для ресниц, которой ты красишь свои усы. Но ты же трогаешь!
И сразу слетели весь лоск и напыщенность с крутого папаши: и не такой уж он взрослый, и усы у него не настоящие…
Как хочется правды и искренности!
Дина Листюгина.